ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Сретенне


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Этот праздник был установлен русской православной церковью в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана (Тимура) в 1395 г. На Руси в этот день устраивались народные гуляния, в русском хозяйственном календаре с него начиналась уборка овса.

В традиционном земледелии к. овёс имел небольшое значение, поэтому в народном календаре "овсяницы" не прижились. Отмечание этого праздника широко проходило лишь в к.-з. с.Усть-Кулом, имея под собой следующую народную версию возникновения этого обыкновения. Однажды в начале ХIХ в. случился страшный падёж скота, избавиться от которого удалось лишь после молебна, проведённого в С., после чего крестный ход в этот день стал традицией. Усть-Кулом в прошлом был примечателен тем, что в его окрестностях находилось двадцать два больших деревянных памятных креста. У них и проходили молебны. Хозяева нескольких дворов складывались, уплачивали священнику за молебен по двадцать копеек с каждого креста. Кроме того, к каждому кресту сносилась масса снеди: шаньги, блины, пироги и т. д. После этого совершался крестный ход. Во главе процессии шёл священник, за ним двое мужчин несли на коромысле колокол, а третий мужчина, идущий позади, звонил в него при переходе от одного креста к другому. Рассказывали, что однажды молебны захотели отслужить сразу два священника, причём, каждый из них запросил по двадцать копеек с креста, т.е. требуемая плата возросла вдвое. Устькуломцам это показалось дорого, и молебны в тот год не состоялись. Той же осенью начался падёж скота, а охотничьи собаки заболели водобоязнью (бешенством). После этого события крестный ход проводился уже без перерывов.

Лит.: Засодимский 1983, Конаков 1993, Сахаров 1989.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.