ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Экологические принципы в мифологии коми


 
 

Институт морально-правовых социальных норм у коми включал в себя и регламентирование отношений с животными. Так, не полагалось забивать лошадей, даже самых дряхлых. Считалось, что в противном случае лошадь проклинала своего хозяина, и другие лошади у него начинали болеть и скоро умирали. Собака, убитая своим хозяином проклинала его, и три поколения собак отказывались ему служить. Кроме того, она могла натравить на скот своего бывшего хозяина хищных зверей. Подразумевалось возмездие за жестокое обращение к животным, причём, как в реальной земной жизни, так и на том свете. Человеку, ударившему корову, не рекомендовалось употреблять молоко в пищу в течение трёх лет, иначе она могла отомстить ему после его смерти. Собака, обиженная хозяином, могла вызвать на него бедствия своим воем. Женщина, которая ударила или пнула ногой собаку или кошку, перед родами должна была на коленях просить у них прощения, иначе ей предстояли трудные роды.

Охотником рекомендовалось накормить собаку прежде, чем поесть самим. Даже в начале ХХ в. промысловики первую ложку каши из котла давали понюхать собаке, как бы демонстрируя этим первоочередное право её на пищу. (Налимов 1907, с. 18). Похищение корма из-под носа у лошади считалось столь серьёзным проступком, что виновного в этом якобы ожидало после смерти вечное барахтанье в горящем смоляном озере. Когда он (точнее его душа) переходил по шатающемуся бревну в загробный мир через озеро, лошадь, которая паслась на лугах на той стороне, подбегала, ржала и говорила: "Переходи, если ты не крал корму из-под моего носа". После чего вор падал в озеро.

Имелись у коми и определённые нормативы обращения с дикими животными. Повсеместно у них было запрещено разорение птичьих гнёзд. Существовало поверье, что птица проклинала виновного в этом.

Удорские коми внезапную смерть одного из охотников приписывали тому, что незадолго до этого он свалил в бору сосну, на которой находилось гнездо орла. Крупный пожар, случившийся в одном из коми-пермяцких селений, народная молва приписывала тому, что два мальчика разорили гнездо какой-то маленькой птички. Вскоре она прилетела в село с неизвестно где взятой горящей лучиной в клюве и зажгла соломенные крыши домов, где жили её обидчики. Существовал у коми и запрет на отстрел непромысловых птиц, особенно строго он соблюдался в отношении орлов, лебедей и журавлей.

Сохранявшиеся достаточно чётко у коми охотников и рыбаков пережитки культа промысловых животных подразумевали уважительное отношение к любой добыче, независимо от её ценности, как живой. так и уже добытой. Считалось, что звери, промысловая дичь и рыба понимали слова, относящиеся к ним; любое неуважение к объектам промысла влекло за собой то, что они после этого избегали провинившегося, и он оставался совершенно без добычи. При особо ценной добыче у охотников коми полагалось устроить ей "званый ужин", где она величалась "почётным гостем", и подчёркивалось, что это угощение устроено в её честь. Существовало строгое правило не упускать подранков и обязательно добивать раненого зверя или птицу, чтобы добыча не мучилась, и категорически воспрещалось приносить её ещё живую домой. Особенно строго регламентировалась охота на "хозяина леса"-медведя. У коми ранние этноэкологические соционормы можно реконструировать в достаточно полной мере.

В одной из, пожалуй, наиболее красочных, коми легенд об удалом охотнике Йиркапе благодаря случайности или же за помощь лешему в его схватке с водяным, Йиркап находит волшебное, "своё" дерево (ас пу). Из него он делает себе волшебные лыжи-самоходы, на которым Йиркап мог моментально догнать любого зверя, и он стал лучшим охотником в округе. Погиб же он из-за того, что его опоили ополосками от его же портянок. Йиркап отяжелел и, пытаясь переехать на лыжах через Синдорское озеро, провалился под лёд и утонул. Обращает на себя внимание тот факт, что опаивание Йиркапа производили либо его земляки-охотники после предварительного сговора ("совет старейшин"), либо по их просьбе близкие ему люди (мать или мачеха), т. е. его наказание происходило по древним правовым канонам. Все противоречия в определении причины смерти Йиркапа снимаются после объяснения её необходимости другими охотниками: "... всех зверей и птиц выловит. Нас всех голодной смертью убьёт." Таким образом, речь идёт о фольклорной реминисценции древнего правового запрета на перепромысел, который резко сократив промысловые популяции, мог оказаться губительным для жизни всего социума.

К ХIХ в. запреты на перепромысел у коми практически утратили свою силу. Постоянная нужда в наличных деньгах привела к тому, что звери наиболее ценных пород (соболь и бобр) на территории Коми края практически исчезли. Последний соболь по западную сторону Урала был добыт коми охотниками в 1871 г., а один из последних бобров, подстреленный верхнепечорским охотником в середине прошлого века, был для него столь незнакомой добычей, что он только снял с него шкуру, даже не подозревая о столь ценном продукте как "бобровая струя". Резко сократилось и поголовье диких копытных (оленя и лося).

Тем не менее, ряд биоохранительных норм продолжал оставаться в силе и строго соблюдался в промысловой среде. В первую очередь речь идёт о запрете охотиться в выводковый период. На токах не убивали глухарок, а охотились лишь на самцов. У коми охотников весной перед окончанием промысла считалось обязательным спустить все насторожки в ловушках на птицу во избежание её случайной гибели. У усинских коми при добыче песцовых щенков для домашнего выкармливания никогда не трогали нор, занятых беременными самками. На Печоре у коми рыбаков было принято брать из улова только крупную и среднюю рыбу, а мелочь они выкидывали обратно в воду. Считалось, что за соблюдением этих природоохранительных норм промысловой морали строго блюли духи-хозяева леса, наказывая за их нарушение неудачей в промысле.

Несмотря на то, что коми искони жили среди огромных лесных массивов, у них существовали природоохранительные нормативы и в отношение леса. Промысловая мораль включала в себя и правило, разрешающее рубить живые деревья лишь в случае крайней необходимости. Считалось, что деревья понимают человеческую речь, поэтому охотники, укладываясь на ночлег под деревом, просили у него на это разрешения, полагая, что после этого оно будет оберегать его спокойный сон. В промысловых быличках у коми сюжет о том, как дерево, приютившее на ночлег промысловика, оберегает его покой весьма популярен. Фольклорные данные свидетельствуют о том, что у коми существовали в прошлом и своеобразные лесные "заказники", гарантом которых служили народные верования. Так, например, у коми-пермяков в Юсьвинском районе в урочище Чискамор существовал "заповедный лес", в котором запрещалось рубить деревья для хозяйственных нужд. Считалось, что там находилось жилище лешего. Однажды, якобы, один мужик по имени Пиля (Филипп) нарушил этот запрет, заготовил там брёвна и построил из них себе дом. В новом доме ему не стало покоя: отовсюду слышался непонятный шум. Наконец, Филипп пригласил сильного колдуна и после его манипуляций шум прекратился. Но за свой проступок он всё равно понёс наказание: через два года Филипп пошёл в лес за вениками, заготовил несколько штук, лёг отдохнуть и умер. У коми-зырян запрещалась рубка леса в верховьях р. Човью. Согласно легенде, там в омуте некогда утонули какие-то девушки, после чего на ветках больших сосен стала появляться сидящая на них девушка с длинными волосами и в белой одежде, которая непрерывно пряла. Если ночью луну закрывали облака, девушка пронзительно свистела и кричала: "Белая, свети!", после чего облака сразу же расходились. Из-за неё этот лес и считался заповедным.

Существовали у коми и регламетированные сроки начала сбора "даров леса". Так, морошку разрешалось собирать лишь после того, как отцветёт рожь, считалось, что в противном случае наступит резкое похолодание, и рожь вымерзнет. Нормы промысловой морали предусматривали строгий запрет мусорить в местах промысла, как в лесу, так и на берегах водоёмов, подразумевалось, что нарушителям этого правила переставала попадаться добыча.

Лит.: Грибова 1975, Добротворский 1883, Доронин 1947, Епифаний 1897, Жаков 1908, Климов 1990, Климов 1991, Конаков 1983, Налимов 1907, Налимов 1991, Ожегова 1971, Пиатровский, Налимов 1912, Рочев 1984, Сидоров 1924, Сидоров 1928, Старцев 1924, Янович 1903, Fokos-Fuchs 1951, Uotila 1986, Uotila 1989, Wichmann 1916.

Вверх
   Космогонические мифы
   Этиологические мифы
   Антроп. и этногон. мифы
   Соционормативная мифология
   Экологические принципы
   Образы низшей мифологии
   Предания и легенды о чуди
   Мифологическая структура мира
   Представления о душе и смерти
   Пережитки древних культов
   Мифология и обрядность
   Христианские образы
   Заимствованные сюжеты
   Колдовской эпос
   Мифологический образ колдуна
   Лечебная магия
   Традиционные детские игры
   Мифология и искусство

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.