ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Сигудöк


 
 

струнный смычковый музыкальный инструмент

В к.-з. мифологии с изобретением С. связано появление музыки. В роли культурных героев выступили оба демиурга (Ен и Омöль). Ен сделал С., но он не звучал. Ен обратился за помощью к Омöлю, и тот посоветовал прилепить к углу корпуса С. кусочек коз сир "еловой смолы" и натереть ею смычок. Ен сделал так, и из С. полиласъ музыка. Ен тогда проклял С., основным творцом которой, таким образом, стал Омöль. Ср. у алтайских тюрков музыкальные инструменты изобрёл Эрлик (темный демиург).

Поскольку к созданию музыки самым непосредственным образом был причастен Омöль, отношение к ней амбивалентно. В частности, подразумевалась взаимосвязь музыки и мира духов, которые тоже были сотворены Омöлем. Так, у к.-з. существовало поверье, что для того, чтобы научиться хорошо играть на гармонике, вечером на Святки, в период наиболее плотного контакта мира людей с миром духов, следовало придти в баню, захватив с собой невыделанную коровью шкуру, петуха, нож, иголку без ушка и гармонику. Там, разостлав на полу шкуру, смельчаку следовало сесть на неё, очертить ножом вокруг себя замкнутый круг, воткнуть в свою одежду иголку без ушка и вызвать банного духа, Появившийся банник сначала ломал гармонику, потом собирал ее заново и начинал играть всевозможные мелодии. После пения петухов банник падал оземь и исчезал, а смельчак усваивал все услышанные мелодии. В то, что дух-хозяин бани может научить играть на гармони, верило и северорусское население. У хантов также полагали, что умение играть на музыкальных инструментах является даром, получаемым от духов.

В свою очередь подразумевалось, что духам нравится музыка, поэтому многие к.-з. охотники брали с собой в лесную избушку С. и игрой на нем развлекали вечерами себя и лесных духов. У верхневычегодских к.-з. был известен оригинальный стационарный музыкальный инструмент брунган < брунгыны "гудеть". В избе на боковую стенку голбца (между двух ступенек) прибивали три, пять или семь длинных и толстых проволочных струн (раньше употреблялись жильные и кишечные струны). Корпусом-резонатором служил открытый голбец. Звук из брунгана извлекался ударами деревянного молотка по струнам, при таком огромном резонаторе он получался очень мощным, напоминающим звучание большого колокола. Голбец, по представлениям к.-з. и к.-п., был местом обитания духа-хозяина дома (олысь), от которого зависело благополучие.

Лит.: Сидоров 1928, Чисталёв 1984, Fuchs 1924.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Сарий волос
       Семик
       Серам
       Сёськаса старик
       Сигудöк
       Сийöс пыр лэдзöм
       Син пöла
       Син пöла морт
       Сир I
       Сир II
       Сир ю
       Смилитöм
       Сов
       Соловейöс петкöдöм
       Сороки
       Сретенне
       Степан Пермскöй
       Сур
       Сутшйöдлöм
       Сьöдбöж
       Сьöла
       Сьöла-Пöласа
       Сьыв
       Сырчик
       Сыкчик-кöз
       Сюзь
       Сюра-пеляысь мöс видзысь

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.