ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

происхождение колвинских ненцев


 

История этнографической группы колвинских ненцев восходит к первой половине 19-го столетия. Происхождение этой группы тесно связано с деятельностью известного проповедника епископа Вениамина, распространявшего православное христианство среди европейских ненцев в 1820 -40 годах. В 1827 году по инициативе этого епископа была основана православная церковь в 20 километрах выше устья реки Колва ставшая впоследствии центром формирования новой волости. Выбор именно этого места для основания церкви для ново крещенных ненцев был, по видимому, обусловлен рядом причин. Прежде всего, место было расположено на одном из самых больших оленегонных маршрутов и поэтому посещалось ненцами-оленеводами по крайне мере дважды в год (Жеребцов, 1991). С другой стороны, будучи расположенным на границе между тайгой и лесотундрой, среди обширных лугов в низовьях реки, это место как нельзя лучше подходило для постоянного поселения. Сразу же после основания церкви возле нее построили постоянные дома две ново крещенных ненецких семьи. Через несколько лет к ним прибавилась одна коми оленеводческая семья и новое поселение получило официальное название Колвинская Выселка (позже - село Колва) ("отчет об обследовании", с.2). По-видимому, появление этого первого оседлого населения будущей Колвинской Волости было непосредственно связанно с проводимой Вениамином христианской проповедью. Широко известно, что Вениамин, подобно многим другим проповедникам христианства кочевым народам, весьма негативно относился к кочевому образу жизни своих неофитов и часто нападал на него в своих проповедях. Сам Вениамин писал, что постоянные кочевки мешают православным ненцам регулярно посещать церковь, что, по его мнению, является необходимым условием праведной христианской жизни. Таким образом, кочевание выступало в проповеди как несовместимое с новой верой, нечто от чего ненцы, принявшие христианство, должны были бы отказаться. Этот аспект миссионерской деятельности Вениамина упоминают многие авторы (см. например Жеребцов, 1982. Хомич, 1995) и связать его с появлением первых оседлых ненцев вблизи новопостроенной колвинской церкви представляется весьма логичным.

Кирилл Истомин 2001

Вверх
 
 этническая история
   колва-яран
   происхождение
   межэтнические контакты
   прирост населения
   поселения оседлых ненцев
   колвинские ненцы в XX в.

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.