фольклор |
А.К. Микушев, Г.Г. Бараксанов, Л.Н. Жеребцов © 1985. Фольклористика, подобно языкознанию, относится к традиционным областям коми финно-угроведения. Однако анализируя фольклор и историю изучения духовной культуры финно-пермских народов, ловишь себя на мысли, что иногда повторяются два необъективных утверждения:во-первых, якобы у этих народов нет самобытного фольклора, а во-вторых. не существует якобы и самой фольклористики. Конечно, утверждение об отсутствии или несамобытности коми фольклора, как правило, уже больше не встречается. Но еще не столь давно была чуть ли не аксиоматичной мысль о том, что у коми, например, нет своих народных песен, что песни и сказания они заимствовали у соседей, что звуки кантеле Вяйнемёйнена не долетели до берегов Печоры в том смысле, что среди печорских коми-зырян и не может быть геооического эпоса, подобного карело-финским рунам (А. М. Шренк, H. Е. Ончуков и др.). После появления фундаментальных фольклорных собраний А. А. Цембера, П. Г. Доронина, И. А. Осипова, Ф. В. Плесовского, свода народных песен, составленного А. К. Микушевым, П. И. Чисталевым, Ю. Г. Рочевым, сегодня едва ли кто возьмется утверждать о несамобытности коми фольклора. Приведенный, далеко неполный, перечень фольклористов опровергает и второе утверждение об отсутствии коми фольклористики или что также неверно — о ее эмбриональном состоянии. В развитии коми фольклористики выделяются три этапа. Первый (70-е годы XVIII в. и до середины XIX в.) — период первоначального накопления сведений о (Ьольклоре — связан с именами И. И. Лепехина, А. И. Шегрена, H. И. Надеждиня. Если Шёгрен первым предоставил в распоряжение исследователей образцы коми фольклорных текстов (они дошли до нас в рукописи и были опубликованы в 1960-х годах), то русский писатель Належдин издал образцы коми фольклора в оригинале и в переводе на русский язык. Второй этап (середина XIX в. и до 1920-х годов) — период пробуждения активного интереса местной интеллигенции к родному фольклору — связан с именами И. А. Куратова, Г. С. Лыткина, А. А. Цембера и др. И наконец, на третьем этапе — современном — началось научное изучение фольклора и было продолжено собирание и выявление новых фольклорных произведений, фольклорных жанров, целых локальных фольклорных культур. В деле всестороннего освещения последних больито роль сыграла научная фольклорная 6о-'нотека Коми филиала АН СССР. начало которой было положено в середине 1950-х годов магнитофонными записями А. К. Микушева. Ф. В. Плесовского, несколько позднее П. И. Чисталева, выполненными в" верхневычегодском. верхнепечорском и ижмо-печорском регионах Коми АССР. На основе материалов, выявленных в наше время фольклористами, созданы фундаментальные сборники трех типов: П общего, 2) жанровые сборники и 3) сборники локальных культур. Собрания общего типа включают различные, жанры фольклора — сказки, песни, пословицы, поговорки, причитания и т. п. Таковы "Фольклорной сборник" (1938) П. Г. Доронина и "Коми мойдъяс. сьыланкывъяс. пословичаяс да пого-воркаяс" (1956) Ф. В. Плесовского. Жанровые сбппники дают общее представление о том или ином гЬольклппном жанре. Таковые "Коми эпические песни и баллады" (1969) и "Коми народный эпос" А. К. Мику шева, "Челядь сьыланкывъяс да мойдъяс" (1969) Ю. Г. Рочева. Собрание локальных фольклорных культур отличается широким освещением основных жанров таких регионов, как Вишера и Вычегда, Ижма и Печора, Удора и Вымь и т. д. Это сборник И. А. Осипова "Висер вожса сьыланкывъяс да мойдкывъяс" (1941), а также трехтомный песенный свод "Коми йозкостса сьыланкывъяс" (1966—1971), составленный А. К. Микушевьш, П. И. Чисталевьш и Ю. Г. Рочевым. Таким образом, к настоящему времени фольклористы решили одну из главных стоявших перед ними задач — собрали и опубликовали значительный фактический фольклорный материал, прежде науке почти не известный. Важным итогом работы фольклористов было также создание обобщающих работ по теории и истории фольклора. Назовем некоторые из теоретических проблем, которые ставились в этих трудах на протяжении только последних десятилетий: проблема эволюции и генезиса фольклорных жанров — сказок, песен, причитаний, детского фольклора в монографиях "Сказки народа коми", "Эпические формы коми фольклора", "Свадьба народа коми", "Коми детский фольклор"; проблема литературно-фольклорных связей, роли народно-поэтического художественного опыта в становлении национальной литературы в работе "Коми литература и народная поэзия"; проблема роли русского фольклора в формировании разных жанров коми народной поэзии в монографии "Русско-коми фольклорные взаимоотношения" (на материале несказочной прозы). Проблему генетического родства коми фольклора с устной поэзией финно-угро-самодийских народов освещает ряд статей, опубликованных фольклористами на страницах советских, венгерских и финских научных журналов, сборников, изданий. За последние десятилетия значительных успехов добились музыковеды-фольклористы, которыми созданы исследования по инструментальной музыке, собрана уникальная коллекция национальных музыкальных инструментов. Коллективным обобщающим исследованием фольклористов стал первый том "Истории коми литературы", целиком посвященный фольклорной основе национальной литературы. Впервые дается системное изложение сведений по истории и теории коми фольклора, его жанровым разновидностям, фольклорным художественным образам и изобразительным средствам. Опубликовано в журнале"Советское Финно-угроведение". 1985 г. №2. А.К. Микушев, Г.Г. Бараксанов, Л.Н. Жеребцов.Финно-угроведение в Коми АССР. С. 89-90 |
|