ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Ошбыдтас


 
 

Н.Д. Конаков © 1999

герой

Маленьким ребёнком О. пошел с бабушкой в лес за ягодами и потерялся. Он попал в берлогу к медведю, и тот вырастил О. могучим богатырем, выдергивающим, как прутик, из земли огромную березу. О. взял у пахаря-богатыря трехпудовый ральник от сохи, сделал из него наконечник для копья и отправился искать других богатырей, чтобы вызвать их на единоборство. По дороге он встретил женщину с тяжелой ношей, которая несла завтрак своему брату, пашущему поле. О. пошел вместе с ней, увидел спящего пахаря и стал щекотать копьем у него в носу, чтобы разбудить. Пахарь решил, что его беспокоят мухи или комары, чихнул, и О. забросило на соседнее поле. Там О. увидел сеятеля, бросил копье и подбежал к нему с просьбой спрятать его от пахаря. Сеятель бросил его в мешок с семенами и продолжил свою работу. При посеве он бросал горсть семян в поле, а следующую — себе в рот. Не заметив, что вместе с семенами он захватил и О., сеятель бросил в рот очередную горсть, и О. угодил ему в дупло зуба. Зуб стал болеть. Сеятель взял палку, вытащил О. из дупла и выплюнул. О. пролетел по воздуху расстояние до своего дома и упал около него.

Для к.-з. и к.-п. фольклора мифологизированные образы богатырей-земледельцев не типичны, в нем доминируют образы героев-охотников: Пера, Йиркап и др.

Лит.: Ожегова 1989.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.