Йи кылалöм |
Н.Д. Конаков © 1999 Й.к. было незаурядным событием годового природного цикла в жизни северных крестьян. Реки и водный транспорт были основным средством сообщения в условиях типичного для севера бездорожья. Лов рыбы во время весеннего нереста позволял существенно разнообразить оскудевший к концу зимы рацион питания. Не случайно в к.-з. пословице подчёркивается: "Река откроется — еда переменится". С ледоходом у к. был связан ряд календарных примет: "Гром до ледохода — будет "медвежий" (трудный) год"; "Если лёд на реке пройдёт в день скоромный, т.е. воскресенье, вторник, четверг и субботу, то лето будет удачное по надоям молока, если — в среду или в пятницу, то будет хорошо ловиться рыба"; "Если весной по реке лёд идёт тихо и с большими расстановками или истаивает на месте, то для народа весну и лето ожидают тяжёлыми"; "Если во время ледохода на берегу остаются глыбы льда, будет трудный год"; "Если в ледоход закраина льда остаётся высоко, то будет большая вода"; "Если курица попадёт весною на льдину, то будет хороший урожай ячменя" и т. д. У первой выловленной после прохода льда щуки внимательно рассматривали печень. Если печень была целиком красная, считалось, что лето будет плохое. Если печень у щуки была толще с верхнего конца, то лучше предполагался ранний посев яровых, была толще середина — средний, задняя часть — поздний посев. У ижемских к.-з. в прошлом существовал народный календарный праздник "Проводы льда". На высоком берегу реки собиралось всё население и, когда начинался ледоход, проплывающий по реке лёд провожали причетом, в котором оплакивали нерукотворный мост, верно служивший всю зиму людям. Юбряд проводов льда отмечен и у удмуртов. Лит.: Гагарин, Дукарт 1968, Жилина, Сорвачёва 1971, Конаков 1993, Кочиев 1849, Сахарова, Сельков 1976, Смирнов 1891. |
|