ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Йи кылалöм


 

Н.Д. Конаков © 1999

ледоход

Й.к. было незаурядным событием годового природного цикла в жизни северных крестьян. Реки и водный транспорт были основным средством сообщения в условиях типичного для севера бездорожья. Лов рыбы во время весеннего нереста позволял существенно разнообразить оскудевший к концу зимы рацион питания. Не случайно в к.-з. пословице подчёркивается: "Река откроется - еда переменится". С ледоходом у к. был связан ряд календарных примет: "Гром до ледохода - будет "медвежий" (трудный) год"; "Если лёд на реке пройдёт в день скоромный, т.е. воскресенье, вторник, четверг и субботу, то лето будет удачное по надоям молока, если - в среду или в пятницу, то будет хорошо ловиться рыба"; "Если весной по реке лёд идёт тихо и с большими расстановками или истаивает на месте, то для народа весну и лето ожидают тяжёлыми"; "Если во время ледохода на берегу остаются глыбы льда, будет трудный год"; "Если в ледоход закраина льда остаётся высоко, то будет большая вода"; "Если курица попадёт весною на льдину, то будет хороший урожай ячменя" и т. д. У первой выловленной после прохода льда щуки внимательно рассматривали печень. Если печень была целиком красная, считалось, что лето будет плохое. Если печень у щуки была толще с верхнего конца, то лучше предполагался ранний посев яровых, была толще середина - средний, задняя часть - поздний посев.

У ижемских к.-з. в прошлом существовал народный календарный праздник "Проводы льда". На высоком берегу реки собиралось всё население и, когда начинался ледоход, проплывающий по реке лёд провожали причетом, в котором оплакивали нерукотворный мост, верно служивший всю зиму людям. Юбряд проводов льда отмечен и у удмуртов.

Лит.: Гагарин, Дукарт 1968, Жилина, Сорвачёва 1971, Конаков 1993, Кочиев 1849, Сахарова, Сельков 1976, Смирнов 1891.

Вверх
 
 Источники и литература
       источники
       литература
 
 Трад. мировоззрение
       картина мира
       представления о природе
       представления о животных
       представления о человеке
       символика цвета
 
 Фольклорные образы
       божества
       духи-хозяева
       святочные духи
       злые духи
       чудовища
       богатыри, силачи
       колдуны
       покойник
       невеста
       родители
       другие персонажи
 
 Магия и колдовство
       образ колдуна
       лечебная магия
       любовная магия
 
 Народное православие
       христ. образы и сюжеты
       христ. символика в фольклоре
       православные праздники
 
 Мифология и искусство
       литература, театр
       музыка
       изобразительное искусство

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.