ГлавнаяКомиСеверные русскиеЭтноархив
  
 

История изучения традиционной культуры народа коми


 

Н.Д. Конаков © 1994

XVIII- первая половина XIX вв

конец XIX - начало XX века

20-50 гг. XX века

вторая половина XX века

 

 Первые шаги в этнографическом изучении Европейского Северо-Востока были сделаны лишь во второй половине XVIII в., когда часть территории Коми края была обследована экспедицией Российской Академии наук во главе с И. И. Лепехиным.Академик Иван Иванович Лепехин (1740-1802 гг.) был известным русским путешественником и натуралистом. В 1768-1772 гг. руководимая им экспедиция изучала обширную территорию России: Оренбургский край, Поволжье, Пермское Приуралье и Зауралье. Лепехин побывал на многих реках Коми края: Летке, Лузе, Сысоле и Вычегде, посетив при этом расположенные на них коми населенные пункты. Материалы наблюдений во время этой экспедиции И. И. Лепехин заносил в путевой дневник. Впоследствии они были опубликованы в виде книги "Дневные записки путешествия... Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства" (по частям опубликовано в 1771, 1772, 1780 и 1805 гг., переиздано в 1822 г.). Сами по себе "Записки" И. Лепехина не являлись этнографическим трудом, более того, описание культуры и быта населения на обследованной экспедицией территории вообще не входило в ее задачи. Но И. И. Лепехин, занимаясь сугубо научными, в первую очередь натуралистическими, исследованиями, всегда обращал внимание на культуру и быт населения и включил свои наблюдения в текст дневника.Несмотря на фрагментарность, собранные И. Лепехиным этнографические сведения о коми поражают разносторонностью. Так, записав легенды о Пера-охотнике, он высказал предположение, что именно от этого фольклорного героя произошло название народа пермяков. В дёр. Прокопьевка на Р. Летке была описана женская коми одежда; в с. Объяче-во - празднование и жертвоприношение в Ильин день;в с. Подкеберском - приемы земледелия; в с. Оквад вблизи Усть-Выми - телега оригинальной конструкции с приведением ее изображения. Кроме того, в "Записках" даны сведенияо народной медицине, брусяном промысле, работе на Сереговском солеваренном заводе, основных хозяйственных занятиях коми и многое другое.В 1837 г. также в составе академической экспедиции на севере Коми края побывал А. Шренк. В опубликованном им впоследствии описании своего путешествия существенное место занимает быт населения европейской тундры, в том числе ижемских коми оленеводов. Например, Шренком подробно описана тундровая охота на линных гусей.В 1847, 1848 и 1850 гг. на территории Коми края работала географо-геологическая экспедиция Русского географического общества во главе с Эрнстом Гофманом. Была обследована территория северного Приуралья, начиная с р. Уньи (приток верхней Печоры) до побережья Северного Ледовитого океана. В опубликованных материалах этой экспедиции имеются и ценные этнографические сведения, особенно о промысловой деятельности коми. Подробно описан быт ижемских оленеводов: одежда, жилище, пища, утварь и т. д.Василий Николаевич Латкин (1809-1867 гг.) свои путешествия по Печоре в 1840 и 1843 гг. предпринимал не с научной целью, а собираясь организовать промышленное освоение бассейна этой реки. Впечатления от своих поездок В. Латкин изложил в объемных дневниках и опубликовал их затем в "Записках Русского Географического общества" (1853 г.).В своей книге В. Н. Латкин большое внимание уделил быту, нравам, обычаям, основным занятиям, промыслам и преданиям печорских коми. Им был собран материал по ранним верованиям и народной медицине, подробно описаны орудия труда, одежда, пища, жилище, основные хозяйственные занятия. Фактический материал по этнографии печорских коми, собранный В. Н. Латкиным, не потерял ценности.Во 2-й пол. XIX в. печатная информация о Коми крае резко возросла. В Вологодских, Архангельских и Вятских губернских ведомостях и даже в центральных периодических изданиях были опубликованы десятки статей, преимущественно написанные представителями местной разночинной интеллигенции. Во многих из них в той или иной мере освещалась традиционная культура народа коми. Особенно большое количество этнографического материала было опубликовано в "Вологодских губернских ведомостях". В 1874 г. член вологодского губ. стат. комитета Клавдий Алексеевич Попов сделал его выборку, обобщил и опубликовал в виде книги "Зыряне и Зырянский край", которая долго оставалась единственным обобщающим трудом по этнографии коми.Целый ряд статей для "ВГВ" был написан учителем Усть-Сысольского уездного училища М. И. Михайловым. Глубоким знанием предмета исследования отличается статья этого автора "О земледелии и скотоводстве у зырян". Представляет интерес как одна из первых (если не первая) попыток исследования внутреннего духовного мира народа коми статья М. Михайлова "Физические и нравственные свойства зырян" (ВГВ, 1853).Ценные этнографические сведения содержат заметки А. Попова о его пешем путешествии от Усть-Сысольска до с. Вишера (ВГВ, 1848), обстоятельную статью об охоте у коми опубликовал в "Ведомостях" вологодский лесничий К. М. Сон-ни. О сохранившихся у коми народных обычаях писали Е. Ки-чин и М. Косаревич, учитель П. В. Кокшаров и священник Иаков Попов. Достаточно квалифицированный, хотя и в сжатой форме, обзор материальной культуры коми был сделан Ф. Бергом. В 1859 г. в "Ведомостях" появилась объемная статья В. Аврамова "Жители Яренского уезда и их хозяйственный быт". Ее автор, сам местный уроженец, знающий досконально крестьянский быт западных коми, подробно описал не только хозяйственные занятия, но и уделил большое внимание духовной культуре.Можно было бы отметить еще: ряд заметок в периодике и их авторов, но это подразумевает более объемный и подробный этнографо-библиографический обзор. Необходимо сказать, что ' большая часть краеведческих сообщений в "Ведомостях", к сожалению, страдает 'схематичностью и недостаточным знанием предмета исследования или неумением выделить его характерные черты,Свой вклад в этнографическое изучение народа коми внесли и некоторые русские писатели. В течение 1837 г. в Усть-Сысольске находился в ссылке один из выдающихся деятелей русской литературы Николай Иванович Надеждин. Интересы Н. И. Надеждина были обширны: история, география, экономика, фольклор и этнография. За время усть-сысольской ссылки он написал около 100 статей. Этнографические сведения о коми были опубликованы Н. И. Надеждиным в "Энциклопедическом лексиконе", издаваемым А. А. Плюша-ром в 1835-1841 гг., в виде больших статей под названием ' "Вымь", "Вычегда", "Вологодская губерния", "Войпель" и ДР. Специально этнографический материал не вычленялся, а был помещен вместе со сведениями исторического и географического характера, что, впрочем, не снижает его ценности.В 1855 г. в Усть-Сысольск приехал и поступил на должность учителя русского языка в училище для девиц ФлегонтАрсеньевич Арсеньев. Потом он работал ряд лет в Вологде, в том числе редактором неофициальной части "ВГВ", затем вернулся в Усть-Сысольск в 1882 г. и жил там до своей смерти (1889 г.). Ф. Арсеньев был заядлым охотником-любителем, его первый рассказ "Из воспоминаний охотника" был опубликован в "Отечественных записках" в 1858 г. Промысловой тематике  были посвящены и почти все его дальнейшие литературные труды. Она же привлекла внимание Ф. Арсеньева как объект этнографического исследования. В 1873 и 1875 гг. он опубликовал первые монографические исследования охоты и рыболовства у коми: "Зыряне и их охотничьи промыслы" и "Рыбная ловля у зырян".Из других русских авторов, писавших о коми, следует отметить Засодимского Павла Владимировича, писателя-народника, уроженца Великого Устюга. Засодимский посвятил коми путевой очерк "Лесное царство". В этой работе автор описал свое путешествие в Коми край и при этом, проявив изрядную наблюдательность, дал описание многих бытовых явлений: коми жилище, одежда, жизнь охотников, добыча бруса, сплав леса и др.Имеются ценные этнографические сведения о коми и в работе известного литератора 2-й пол. XIX в. Сергея Васильевича Максимова. В 1856 г. Максимов объездил практически весь Европейский Север России, в том числе и Печорский край. Путевые воспоминания об этой поездке были изложены им в книге "Год на Севере". В этой книге можно найти сведения по этнографии ижемских коми, в частности, о пище, играх, жилище, одежде, свадьбе и др.Посвятил коми народу несколько своих произведений и другой русский писатель, Александр Васильевич Круглов. В своих работах "Зыряне (этнографический очерк)", "В земле Коми-войтыр. Этнографические наброски", "Зыряне и их домашний быт", "Лесное царство" и др. А. Кругловым приводится: ряд ценных наблюдений, показывающих хорошее знание коми быта. К сожалению, ценность материала значительно снижается попыткой автора изложить все это литературным языком и притом дать попутно свою интерпретацию описываемому факту.

Вверх


Ученых, то есть людей, получивших высшее образование и занимавшихся наукой на профессиональном уровне, в доре-волюционные годы среди коми были единицы. Всем им впоследствии пришлось жить и трудиться вне Коми края, поскольку здесь ни одного научного центра тогда не было. То или иное значение в этнографическом изучении народа коми сыграли Г. С. Лыткин, К. Ф. Жаков, В. П. Налимов и П. А. Сорокин. Основные научные интересы их весьма различны, но у ваех был повышенный интерес к культуре своего народа, все они внесли, хотя и различный по значимости, вклад в изучение культуры народа коми.В 1889 г. в Петербурге вышла в свет книга Георгия Степановича Лыткина "Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык". Эта монография не являлась этнографическим исследованием как таковым, но содержащийся в ней материал - сказки, пословицы, песни, загадки - представляют интерес для этнографов и ныне. Г. С. Лыткин родился в Усть-Сысольске в 1835 г., закончил уездное училище, затем Вологодскую гимназию и восточный факультет Пе-тербургского университета, который закончил с золотой медалью по монголо-калмыцкому разряду. Впоследствии он работал учителем гимназии.Человеком сложной и противоречивой судьбы был Калли-страт Фаллалеевич Жаков. Родился в 1865 г. в д. Давпон близ Усть-Сысольска в крестьянской семье и до 10 лет не знал русского языка. Умер 20 января 1926 г. в Риге, проработав до того преподавателем философии и логики в Петербургском психоневрологическом институте около 10 лет. За свою жизнь К. Жаков окончил сельскую школу, четырехклассное училище, учительскую семинарию, реальное училище, классическую гимназию, учился в лесном институте, на математическом факультете в г. Киеве, кончил Петербургский университет по филологии. Особое внимание К. Жакова, помимо философии и литературной деятельности, привлекала этнография его родного народа коми. Не случайно в 1901 г. Русское географическое общество наградило его малой серебряной медалью именно за сообщение "О зырянах".Из этнографических работ К. Ф. Жакова о коми необходимо особенно отметить следующие: "Этнологический очерк зырян", "Языческое миросозерцание зырян", "Историко-статистиче-ский очерк зырянского населения". Большое количество этнографического материала содержится в многочисленных беллетристических рассказах Жакова. Основные интересующие его вопросы касались преимущественно древней истории и культуры народа коми: вопрос о Биармии, территория древней Перми, языческие верования.Василий Петрович Налимов может быть признан первым коми профессиональным этнографом. Родился он в 1879 г. E д. Седъяков, входящей в состав села Выльгорт, близ Усть-Сысольска. Окончив местную земскую школу, а затем курсы фельдшеров, В. П. Налимов поехал в Москву с целью продолжить свое образование. Там будущий коми ученый сдал экзамены за курс гимназии и поступил в Московский университет. Завершив обучение в университете, Налимов вскоре сдал экзамен на магистра наук при Казанском университете. Здесь же он стал профессором.Первоначальные научные интересы В. П. Налимова сосредо-точились на этнографическом изучении финно-угорских народов. Уже в 1903 г. появилась первая серьезная научная работа Налимова "Некоторые черты из языческого миросозерцания зырян". Своего значения эта статья не потеряла и сейчас. Большой интерес, прежде всего как источник оригинального фактического материала, представляет и последующая статья о дохристианских верованиях коми "Загробный мир по верованиям коми" (1907 г.). Только за 1907- 1908 гг. В. П. Налимов дважды, в общей сложности более чем на шесть месяцев, ездил на территорию Коми края для сбора этнографического материала.Впоследствии Налимов был занят этнографическими иссле-дованиями у других родственных коми народов, но продолжал работу и по коми этнографии. Результаты исследований он опубликовал в статье "К материалам по истории материальной культуры коми" в журнале "Коми му" в 1925 г.В конце 20-х годов В. П. Налимов вынужденно отошел от этнографических исследований и, продолжая жить в Москве, работал по изучению топонимики, проводил другие антропо-географические работы. В конце 30-х годов он был арестован и из заключения не вернулся.В 1889 г. в с. Турья Яренского уезда Вологодской губ. родился Питирим Александрович Сорокин, выдающийся социолог современности. С 1919 г. он был профессором Петроградского университета, а в 1922 г. как "враг советской власти" выслан за пределы нашего государства. С 1930 г. П. А. Сорокин преподавал в Гарвардском университете США, умер в 1968 г. Является родоначальником социологической теории стратификации и социальной мобильности.Основу этнографических интересов П. А. Сорокина представляли ранние формы религии коми и духовная культура в целом. В начале XX в. он опубликовал ряд статей на эту тематику: "Пережитки анимизма у зырян" (1910 г.), "Современные зыряне" (1911 г.), "К вопросу об эволюции брака у зырян" (1911 г.), "К вопросу о первобытных религиозных верованиях зырян" (1916 г.). Фактический материал, использованный П. А. Сорокиным в своих этнографических работах, в том числе его собственные наблюдения и записи, представляют интерес и для современных исследований, хотя ряд его теоретических построений сейчас устарел.У истоков становления коми этнографии, а также других гуманитарных наук (археологии, языкознания), стоял доктор филологических наук, видный коми ученый Алексей Семенович Сидоров.А. С. Сидоров родился 28 сентября (10 октября н. с.) 1892 г. в с. Палевицы (Сыктывдинский р-н республики Коми) в семье креетьянина-середняка. Острый ум, любознательность и тяга к знаниям, проявленные А. С. Сидоровым уже в юном возрасте, привели его в Тотемскую учительскую семинарию. Из этой семинарии, блестяще окончив ее в 1884 г., начинал свой долгий и трудный путь в "большую" науку другой видный коми ученый и известный литератор Каллистрат Фаллалеевич Жаков. Окончив семинарию в 1911 г., А. С. Сидоров работал учителем в начальной школе д. Кони H;I р. Выми, а в 1915 г. поступил в Вологодский учительский институт с целью продолжить свое образование.Можно только предположить, как сложилась бы его научная судьба в дореволюционной России. Скорее всего, природные способности А. С. Сидорова и его желание заниматься научной деятельностью в конце концов были бы реализованы и он сказал бы свое слово в науке, но для этого, возможно, ему навсегда пришлось бы уехать из Коми края. Ни в Яренске, ни в Усть-Сысольске возможностей для творческой деятельности в то время не было. Именно по этой причине покинули родные края Г. С. Лыткин, И. А. Куратов, К. Ф. Жаков, В. П. Налимов - представители коми творческой и научной дореволюционной интеллигенции, >чьи имена составляют гордость современной коми культуры.Вологодский учительский институт А. С. Сидоров успешно окончил в 1918 г. и сразу же приступил к работе преподавателем в только что образованную коми национальную учительскую семинарию в с. Усть-Вымь. Одновременно с преподавательской работой Сидоров начал активное изучение коми языка, фольклора и традиционной культуры. В 1921 г. он возглавил открытый в Усть-Сысольске Педагогический институт народного образования (впоследствии Педагогический техникум).В этот период становления коми гуманитарной исследова-тельской школы особый интерес у А. С. Сидорова вызывали проблемы коми этнографии и археологии. Помимо чтения лекций по краеведческим дисциплинам он организовал краеведческий кружок, стал одним из членов-учредителей Общества изучения Коми края, редактировал краеведческий отдел журнала "Коми му". Как руководитель этнографической секции Общества изучения Коми края А. С. Сидоров уделял большое внимание сбору фактического материала по народной культуре коми и его анализу, составил специальные этнографические вопросники для полевой работы студентов - членов краеведческого кружка. В журнале "Коми му" за 1924- 1926 гг. были опубликованы первые научные этнографические работы молодого ученого, среди которых необходимо отметить не потерявшие своего значения до настоящего времени, богатые фактическим материалом статьи "Следы тотемистических представлений в мировоззрении коми" и "Пережитки культа промысловых животных у охотников коми".В 1926 г. А. С. Сидоров выехал в научную командировку в Ленинград для специализации в области лингвистики, археологии и этнографии. За этот и последующий год он обобщил материалы долговременных этнографических сборов, написал объемную статью о погребальных обрядах и обычаях у коми (хранится в архиве Академии наук) и подготовил к печати книгу о традиционных верованиях коми. В 1928 г. книга А. С. Сидорова "Знахарство, колдовство и порча у народа коми" вышла в свет. После компилятивной книги о народной культуре коми Клавдия Попова в истории коми этнографии это была первая монография.Сам автор книги "Знахарство, колдовство и порча у народа коми", критически оценивая свою работу, написал в предисловии к ней, что "... данная работа имеет характер не столько строго методологического исследования, сколько краеведческого описания. Общие положения, встречающиеся в работе, приведены более для освещения фактического материала, чем в качестве непосредственных выводов из него". Действительно, книга А. С. Сидорова чрезвычайно насыщена детальными описаниями конкретных проявлений суеверных представлений у коми. Материал этот чрезвычайно ценный и во многом уникальный, что свидетельствует о высоком профессионализме А. С. Сидорова как собирателя этнографической информации. Подробно описаны бытовые суеверия и народные приметы, дано толкование снов, рассмотрены представления о "порче" и ее исправлении, всевозможные атрибуты колдовства и конкретные действия, связанные с колдовской деятельностью. Значительное место в книге уделено рассмотрению представлений о распространенном в прошлом у северных народов специфическом нервном заболевании, так называемом кликушестве. У коми оно носило наименование "шева" и связывалось с представлениями о вредоносной магии, порче. Подробно, на конкретных примерах рассматривал А. С. Сидо-ров суеверия, бытовавшие в промысловой среде.В то же время, хотя, как указывал сам автор, основнойцелью работы был ввод в научный оборот ценного фактического материала, А. С. Сидоров далеко не ограничился простым изложением фактов, но и предпринял попытку их анализа. Занимаясь научной работой "в одной из самых глухих окраин при крайней скудости там литературных научных материалов", А. С. Сидоров тем не менее досконально изучил всю доступную ему литературу о Коми крае дореволюционных лет издания (работы Ф. А. Арсеньева, К. Ф. Жакова, А. В. Красова, А. В. Круглова, С. В. Мартынова, А. И. Држевецкого, П. А. Сорокина, В. П. Налимова, Г. С. Лыткина и др.). Более того, в поисках аналогового материала он проработал литературу по этнографии коми-пермяков и карел, удмуртов и саамов, русского населения Севера. В качестве примеров в книге приведены материалы даже по австралийцам и палеоазиатам. Разбирая вопросы, связанные со знахарством у коми, А. С. Сидоров использует работы Г. С. Виноградова и П. Г. Приходько по народной медицине у русских. При описании "шевы" у коми он обращается к труду доктора медицины Н. В. Краинского о порче и кликушестве в Северной России. При интерпретации лингвистических данных А. С. Сидоров использует словари В. И. Даля, Н. В. Горяева и А. Преображенского по русскому языку. При описании поверий, связанных с охотой и промысловыми животными, делаются ссылки на работы известного охотоведа профессора Д. К. Соловьева и "Жизнь животных" А. Э. Брема.Досконально изучил А. С. Сидоров и классические работы по исследуемой им проблеме этнографов: русских - Н. Н. Хару-зина и Л. Я. Штернберга, английских - Э. Тайлора и Д. Фрезера, француза Л. Леви-Брюля и немецкого этнографа К. Прей-сса. При этом к работам своих предшественников коми этнограф относился как истинный исследователь прежде всего с критических позиций. Например, А. С. Сидоров остро полемизирует с А. Богдановым по вопросу возникновения понятия о душе. На некоторые вопросы, возникшие при написании книги, А. С. Сидорову не удалось найти ответ в научной литературе, или же он обнаружил, что коми фактический материал плохо согласуется с существовавшими в то время теориями. Поэтому молодой коми ученый "... счел возможным опубликовать и такие свои положения, которые требуют дальнейшей проработки даже в пределах коми материала ... предопределяя этим самым характер дальнейших своих изысканий в данном направлении". К сожалению, дальнейших изысканий в коми этнографии А. С. Сидорову провести не удалось, и не по своей вине он остался в этой науке автором только одной книги.

Вверх


На рубеже 20-30-х годов этнографическая наука в СССР вступила в наиболее сложный из своих периодов, о чем уже говорилось во введении, и А. С. Сидоров полностью переключился на лингвистические исследования. После окончания в 1929 г. стажировки он работал доцентом в Ленинградском педагогическом институте, где читал лекции по коми языку и исследовал вопросы коми языкознания. Затем, с 1932 г., А. С. Сидоров заведовал кафедрой коми языка в открывшемся в г. Сыктывкаре Коми педагогическом институте. Осенью 1934 г. он вернулся в Ленинград и в течение трех лет занимался филологической научной деятельностью, написал ряд языковедческих работ, составил археологическую карту Коми области. Этнографией в эти годы он не занимался, также как Г. А. Старцев и В. П. Налимов.Тем не менее, когда в конце 30-х годов начался период. массовых репрессий, подошла очередь отвечать за "прежние грехи" и коми этнографам. Бесследно исчезли в недрах ГУЛАГа Г. А. Старцев и В. П. Налимов. С обвинением в "буржуазном национализме" попал в заключение и А. С. Сидоров. Судьба оказалась к нему благосклонной и, отбыв в сентябре 1940 г. "божеский" по тем временам срок в 3 года, он вышел на свободу.Вернувшись на родину, А. С. Сидоров поступил на работу филологом в Коми научно-исследовательский институт (впос-ледствии - Научно-исследовательская база Академии наук, затем - Филиал Академии наук, сейчас это - Коми научный центр), где и проработал вплоть до своей смерти в 1953 г. За эти годы А. С. Сидоров написал целый:ряд языковедческих работ, стал кандидатом, а затем и доктором филологических наук, под его руководством закончили аспирантуру многие известные коми филологи.Ни одной этнографической работы с 1928 г. Сидоровым опубликовано не было. Тем не менее, о том, что он вплоть до последних лет своей жизни сохранял научный интерес к коми традиционной культуре, убедительно свидетельствует его архив. В архиве Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук хранятся две рукописи А. С. Сидорова, датированные 1950 годом, под названиями "Семантика изображений пермского звериного стиля" (49 л.) и "Идеология древнего населения коми" (65 л.). Последняя работа была опубликована в виде статьи в сборнике "Этнография и фольклор коми", посвященном восьмидесятилетию ученого. Сам факт, что уже на склоне лет А. С. Сидоров обратился к исследованиям традиционного мировоззрения и верований народа коми, говорит о многом. Почти четверть века,прошедшие со времени отлучения ученого от занятий этнографией, не сумели пригасить в нем исследовательский интерес к проблеме, которую он столь успешно начал разрабатывать в начале своей научной деятельности.Необходимо отметить, что сама эта проблема не только не утратила своей актуальности в наши дни, но, напротив, приобрела особую значимость в условиях наблюдающегося роста национального самосознания. Именно в мировоззренческой среде традиционной культуры следует искать национальную специфику, эту трудно уловимую, но реально существующую субстанцию, которая может как объединять, так и резко противопоставлять друг другу различные народы. К сожалению, традиционное мировоззрение народа коми изучено еще далеко не полно, коми этнографы лишь в последние годы приступили к детальной разработке его вопросов. Тем большее значение имеет тот вклад, который внесли в исследование данной проблемы первые коми этнографы. Наряду с этнографическими работами по духовной культуре и мировоззрению коми К. Ф. Жакова, П. А. Сорокина, В. П. Налимова книга А. С. Сидорова "Знахарство, колдовство и порча у народа коми" оценивается сейчас как один из основных фактических источников, ценность которых только возрастает со временем. Разрушение традиционного уклада народа коми в ходе так называемого социалистического строительства повлекло за собой и коренные изменения в традиционной идеологии. Современное население республики представлено, за редким исключением, поколениями, рожденными уже после октября 1917 г. Поэтому этнографические материалы, которые начиная с 1918 г. целенаправленно собирал А. С. Сидоров, а впоследствии, в 20-х .годах, по специально разработанной программе - его ученики, учащиеся Педагогического техникума в Сыктывкаре, во многом уникальны и ныне.А. С. Сидоров буквально чуть-чуть не дожил до начала возрождения коми этнографической школы, у истоков становления которой он стоял. Уже в год его смерти в отделе истории Коми филиала Академии наук СССР после окончания аспирантуры приступили к работе два молодых этнографа - Л. П. Лашук и Л. Н. Жеребцов. Правда, и в предыдущие годы на территории Коми края проводились некоторые этнографические исследования. Например, в 1934 г. в районе верхней Вычегды работала сотрудница Государственного этнографического музея в Ленинграде Т. А. Крюкова, собравшая этнографический материал по охоте у коми, жилищу, одежде и др., хотя основной целью этой поездки было приобретение экспонатов для музея. С 1945 по 1952 гг. на территории Коми АССР собирала этнографический материал по самой широкой тематике видный советский этнограф Вера Николаевна Белицер. Впоследствии этот материал был обобщен В, Н. Бе-лицер в фундаментальной монографии "Этнография народов коми", которая вышла в свет в 1958 г. в Москве.

Вверх


Но постоянные, целенаправленные и планомерные этногра-фические исследования в Коми крае возобновились лишь с воссозданием этнографического рабочего коллектива в самой республике. Доктор исторических наук Лев Павлович Лашук и заслуженный деятель науки республики Коми кандидат исторических наук Любомир Николаевич Жеребцов возродили этнографическую науку на Европейском Северо-Востоке. За многие годы творческой работы они сами внесли огромный вклад в изучение культуры и быта народа коми, написали десятки и десятки этнографических работ. В частности, Л. П. Лашук детально разработал проблему формирования народа коми, опубликовал результаты своих исследований в виде объемной монографии. Кроме того, он начал этнографическое районирование территории республики. Л. Н. Жеребцов изучил коми крестьянское жилище, культуру и быт удорских коми, этнокультурное взаимодействие коми с соседними народами, внес значительный вклад в изучение еще целого ряда этнографических проблем. В течение 35 лет Л. Н. Жеребцов руководил этнографическими исследованиями на территории Республики Коми, а в течение 17 лет стоял во главе созданного в 1971 г. в Институте языка, литературы и истории сектора (сейчас отдела) этнографии.За прошедшие десятилетия коми этнография прочно встала на ноги. Исследования материальной и духовной культуры народа коми, обобщенные в сотнях опубликованных научных и научно-популярных работ, высоко оцениваются специалистами и вызывают стойкий интерес у массового читателя. По коми этнографии было защищено 12 кандидатских (две подготовлены в последнее время, но еще не защищены) и 2 докторские (Л. П. Лашук и Ю. В. Гагарин) диссертации. Досконально изучен целый ряд проблем.С конца 60-х по конец 70-х годов наиболее плодотворно коми этнографы работали по двум направлениям: "Религиозные верования" и "Народное искусство коми". Во главе рабочей группы, исследующей вопросы религиозности, стоял известный специалист по этой проблеме Юрий Васильевич Гагарин. Отличительной чертой его работы была очень высокая активность в сочетании с тщательным анализом полученных материалов. Ю. В. Гагарин и его ученики - Н. И. Дукарт, а со 2-й половины 70-х годов также М. Б. Рогачев - широко использовали в своей работе анкетирование, методику этносо-циологических опросов, что обеспечивало особую достоверность полученных научных выводов. Главным итогом работы этой группы стала вышедшая в 1978 г. в Москве монография Ю. В. Гагарина "История религии и атеизма народа коми". В конце 1980 г. Ю. В. Гагарин защитил по данной теме докторскую диссертацию. К сожалению, через несколько месяцев после этого он скоропостижно ушел из жизни.Группа искусства работала под руководством кандидата исторических наук Любови Степановны Грибовой. Способный, творческий исследователь Л. С. Грибова отличалась большой работоспособностью и влюбленностью в предмет изучения. В сферу ее научных интересов 'входили древние основы народного изобразительного искусства, его символика и мировоззренческое значение, декоративно-прикладное искусство. Опубликованные Л. С. Грибовой статьи, монографии "Пермский звериный стиль" и "Декоративно-прикладное искусство народов коми" широко известны и высоко ценятся в научных кругах.Почти сразу превратились в библиографическую редкость книги "Узорное вязание коми" и "Текстильный орнамент коми" кандидата исторических наук Галины Николаевны Климовой, обобщившие результаты многолетних исследований коми узоров и орнаментов. Эти работы и другие многочисленные публикации Г. Н. Климовой имели, помимо научного, большое прикладное значение, помогая сохранению и возрождению традиций коми народного искусства в республике.Очень результативно работал в эти годы по изучению коми народных музыкальных инструментов кандидат искусствоведческих наук Прометей Ионович Чисталев.На рубеже 70-80-х годов в коллективе коми этнографов происходила смена поколений. Приход в этнографическую науку новой группы способных исследователей позволил значительно расширить тематику культуроведческих работ, совершенствовать методику научных изысканий.Кандидат исторических наук Г. Н. Белорукова впервые глубоко занялась изучением быта лесорубов, широко используя при этом этносоциологические методы сбора информации. Кандидат наук Г. Н. Романова собрала и обобщила этнографический материал по народным ремёслам коми. Кандидат наук Н. Д. Конаков изучил культуру и быт коми охотников и рыболовов коми и опубликовал по этой тематике книгу. В дальнейшем Н. Д. Конаков и кандидат наук О. В. Котов плодотворно работали по исследованию коми переселенческих групп в Сибири и на Европейском Севере; в 1991 г. вышла в свет написанная ими книга "Этноареальные коми группы". Кандидат наук В. В. Соловьев досконально изучил коми крестьянскую дореволюционную семью, а М. Б. Рогачев проделал аналогичную работу по современной коми семье. И. В. Ильина собрала и обобщила обширный и до того мало изученный материал по коми народной медицине.В течение всех 80-х годов интенсивно работала группа по изучению современных этнических процессов в республике, состоящая из М. Б. Рогачева и кандидатов наук О. В. Котова и Ю. П. Шабаева. Интересами исследований этой группы были современная культура и быт сельских и городских коми, межнациональные браки, вопросы демографии и многие другие.В конце 80-х-начале 90-х годов активизировалась работа по изучению традиционного мировоззрения коми и семиотике коми культуры. К настоящему времени уже получены очень интересные результаты по целому .ряду аспектов этой проблемы, в частности, по календарной символике, семантике детских игр, изучены отдельные проявления дохристианских верований коми. Сама по себе проблема традиционного мировоззрения чрезвычайно сложна и многогранна, и потому далеко не случайно над ней работают сейчас как этнографы разных поколений (В. Ильина, Н. Д. Конаков, О. В. Котов, Д. А. Несанелис, В. Э. Шарапов), так и ученые других специализаций: фольклористы (П. Ф. Лимеров, О. И. Уляшов и др.), археологи (Л. И. Ашихмина, В. А. Семенов, Н. Н. Чеснокова). По ряду вопросов работы проводятся совместно.Помимо того коми этнографы продолжают планомерное исследование традиционной культуры коми, углубляя уже изученные проблемы и приступая к исследованию новых. Расширяются и границы изучаемой территории. В частности, уже ряд лет исследуется культура устьцилемов, коми-пермяков; была обследована группа хантов и др.Коми этнографическая школа успешно развивается.

 

Статья опубликована в книге "Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки." Сыктывкар, 1990. С. 9-23.

Вверх
 
 Историография
   этнография
   фольклор
   мифология
   изобразительное искусство
 
 Библиография
   до конца XIX века
   первая половина XX век
   вторая половина XX век
 
 Персоналии
   биографии исследователей
 
 Электронная библиотека
   монографии
   отдельные издания
   статьи, доклады, тезисы
   словари и справочники
 
 Фототека
   Иллюстрации к книгам
 
 Аудиотека
    
 
 Видеотека
    

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.