ГлавнаяЭтнографияФольклорCтарообрядчествоИскусствоЗнания
  
 

Основание Усть-Цилемской слободки в сер.XVI в.


 

Т.И. Дронова © 1999

Этнографическая группа русских бассейна Нижней Печоры входит в состав этнических подразделений, живущих в территориальном и хозяйственном отрыве от основного массива материнского этноса. Появление русских на Печоре было обусловлено экономическими причинами, связанными с интересами государства в освоении природных богатств Севера и налаживании торговых путей с Зауральем. В истории заселения печорских земель исследователи выделяют три этапа. Первый начинается в середине 16 века и связан непосредственно с именем Ивашки Дмитриева Ластки. Получивший в 1542 году жалованную слободскую грамоту на пользование землями по Печоре, согласно которой необходимо было с году на год платить оброку по кречету или соколу, а не будет кречета или сокола, ино, за кречата или за сокола оброку рубль, Ластка, стоявший во главе нескольких новгородских семей, первоначально заселился на левом берегу Печоры, по старому руслу притока Цильмы. Вскоре поселение получило название Усть-Цильма, точно отражавшее его местоположение. Об этом свидетельствуют описания этнографов, фольклористов, миссионеров побывавших в этих краях. Заселение края проходило путем, известным уже в XII в., связывавшим Русь с Печорой: с низовьев Северной Двины и Пинеги, через Пинежский волок р.р. Кулоем, Поморьем, Мезенью, Пезой и Цильмой.

Исторические предания, занимающие значимое место в устной эпической традиции устьцилемов содержат интересные сведения о периоде освоения печорских земель. Согласно одной из легенд, первоначально засельщики выбрали равнинное место, однако, низменные земли в половодье длительный период находились под водой, что затрудняло занятие земледелием. В связи с этим переселенцам в скором времени пришлось искать новое место. Ластка вместе с двумя сыновьями отправился на поиски добрых мест на правый берег Печоры. Облюбовав отлогое место, с севера огражденное высокими холмами, засельщики начали его освоение. По ручью, позднее названному Домашним, начал обустройство Ластка старший. Земли, расположенные ниже по течению реки, Ластка отвел старшему сыну Федосею. Этот участок и поныне зовется Федосеевкой. Верхние земли отошли младшему сыну, имя которого не сохранилось в народной памяти. Старожилы указывают на места по Калиньему ручью. Не исключено, что его звали Калиной или Калинием. Переселившись на правый берег, жители сохранили название слободы, состоявшей к концу XYI века из трех деревень, соединенных между собой родственными узами. Поэтому можно предположить, что название ручья - Домашний могло указывать как на родство между засельщиками деревень, так и главенствующее положение Ластки среди них.

Согласно источникам в 1547 г. в слободе была поставлена церковь из лиственного леса, названная в честь Николы Чудотворца. Представляется, что обращение к образу этого святого было неслучайным. Как известно, Никола Чудотворец, наиболее чтимый русский святой, занимал исключительное место в русском религиозном сознании. Он являлся покровителем различных видов хозяйственной деятельности, путешествующих, и в связи с этим не исключено, что переселенцы перед дальней дорогой взяли с собой икону с образом этого святого, и тем самым как бы заручились его поддержкой. И в знак благополучного прибытия на Печору они назвали церковь именем Николы, в связи с чем устьцилемы начали особо почитать его среди других святых. Церковь просуществовала 198 лет. В 1745 г. она была уничтожена пожаром, тогда же сгорела вся деревня. Как указывает Ф.М.Истомин, пожар случился летом, когда жители были на промыслах и сенокосах. Данные церковной летописи о том, что служба в церкви была отправляема до последних дней по старопечатным книгам, которые были привезены самим устроителем, легли в основу народного толкования, относящего Ивашку к гонимым за веру.

Устная форма передачи преданий от поколения к поколению предопределила смещение фактов и событий, совмещение различных исторических периодов. Об этом свидетельствуют материалы, полученные в процессе экспедиционных исследований: Население стало прибывать сюда во времена Ивана Грозного, когда начались гонения на старую веру; Старики иногда рассказывали, что устьцилемы - выходцы из Новгорода, откуда они бежали с Ласткой в связи с гонениями на старую веру. Эти и сходные представления легли в основу народного толкования, относящего Ивашку к гонимым за веру, что послужило основанием занесения его имени в особые поминальные списки и почитание его как местного святого. В Иванов день на кладбище поют панихиды Святым Иванам, где упоминают и имя основателя Усть-Цильмы. Показательно и то, что многие семейные династии считают именно Ластку своим родоначальником и гордятся этим.

Как отмечают источники, селение Усть-Цильма в начале своего существования называлось посадом на Усть-Цильме, с погостом Николая Чудотворца, а впоследствии, как видно из актов 1647 г. Усть-Цилемской слободкой и принадлежала к бывшему Пустозерскому уезду. Основным занятием слобожан были рыбный, и охотничий промыслы. Земледелие и скотоводство на первом этапе заселения края в жизнедеятельности устьцилемов играли незначительную роль. Богатые угодья и речные промыслы вскоре стали причиной раздоров между Усть-Цильмой и Пустозерском. В дальнейшем это послужило серьезным препятствием к сближению двух обособленных друг от друга, русских по происхождению, групп.

Анализ динамики прироста населения показывает, что до конца XYII века численный рост населения Усть-Цилемской слободы был незначителен. Спустя 100 лет от ее основания количество дворов достигло 38. С одной стороны, это было связано с тем, что переселенцы, несмотря на сложные условия Крайнего Севера, старались осесть в Пустозерске, поскольку в своем экономическом развитии он значительно опережал Усть-Цильму; с другой стороны, Усть-Цильма как частновладельческая слобода, пользовалась известным самоуправлением и населявшие ее слободчики, составлявшие типичный для Севера складнический союз, считали свои земли наследственными и поэтому неохотно принимали переселенцев, оговаривая себе третью долю во всех их промыслах.

Таким образом, Усть-Цильма - частновладельческая слобода, стала вторым поселением на Печоре, представленным русскоязычным населением. Культурная адаптация русских переселенцев проходила в сложных условиях: с одной стороны, суровый климат Севера и освоение новой экологической ниши; с другой, налаживание иного типа хозяйственной деятельности. Фактор частного владения слободой и ярко выраженная областная окраска самосознания новгородцев послужили основой выделения устьцилемов в рамках иноэтничного окружения и русского этноса в целом.

Вверх
   Этническая история
       исторические предания
       Освоение печорских земель
       Печорские скитники в XIX в.
       Иноэтничное окружение
       Усть-цильма в ХХ веке
       литература
   Жилище
   Народная одежда
   Семейная обрядность
       Родильная обрядность
   Календарная обрядность
   Мир детства

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.