ГлавнаяЭтнографияФольклорCтарообрядчествоИскусствоЗнания
  
 

Печорские скитники в XIX в.


 

Т.И. Дронова © 1999

Начиная с 30-х годов XIX в. правительственная политика по ликвидации старообрядческого культа приобрела максимальную остроту. С этого времени начался запрет не только на строительство новых скитов, но и на реставрацию существующих. Кроме того, начинается массовое преследование скитников, особенно тех, кто не числился в так называемых деловых бумагах. Гонения сопровождались насильственным обращением староверов в православие. В результате проводимой политики в 1844 году был закрыт Омелинский скит. Находящаяся в нем часовня была ликвидирована, иконы вывезены в Койнасскую и Усть-Цилемскую церкви. Более 30 скитников были выдворены на места их прежнего жительства, около десятка староверов осталось жить на месте скита. В 1847 году была закрыта молельня в Усть-Цильме. Наставник Степан Еромин был выслан из села, а содержательница молельного дома была приговорена к месячному тюремному заключению. В 1854 году был закрыт Великопоженский скит.

По решению губернских властей проблема обращения скитников в православие коснулась и жителей Пижмы и Цильмы. Все проживающие в Великопожне обязаны были в дни храмовых праздников посещать Усть-Цилемскую православную церковь. Но благодаря бездорожью, а также преклонному возрасту скитников, эти требования оставались невыполнимыми. Учитывая эти обстоятельства в сер. XIX в. в д. Замежной была построена православная церковь, которая как свидетельствуют источники, отличается крайней ветхостью и запустением, находясь вдали от главного Усть-Цилемского прихода; службы в ней совершаются крайне редко, за трудностью поездок туда священника, живущего в Усть-Цильме, а также при отсутствии всякого желания этих поездок со стороны местных пижемских раскольников. Уклонясь от выполнения предписываемых властью законов, пижемцы начинают активно обвинять устьцилемов в отступничестве от веры. Вероятно, с этого времени пижемцами была введена градация печорских староверов на истинных, поперечных и мирских, к которым относили верующих по степени соблюдения ими старообрядческих норм и предписаний.

Вверх
   Этническая история
       исторические предания
       Освоение печорских земель
       Печорские скитники в XIX в.
       Иноэтничное окружение
       Усть-цильма в ХХ веке
       литература
   Жилище
   Народная одежда
   Семейная обрядность
       Родильная обрядность
   Календарная обрядность
   Мир детства

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.