источники по мифологии коми |
Н.Д. Конаков © 1999 Упоминания о коми-зырянах, точнее о древней Перми, появляются в русских летописях не позднее ХI в. Сведения о Перми, о "данях печерских", походах новгородцев "за Волок" в Печору и Югру за данью достаточно часто встречаются в последующих летописных текстах, но какой-либо этноисторической информации, кроме оснований для локализации предков коми в районе бассейна средней Вычегды, они не несут. В то же время, как косвенный источник, эти данные можно использовать для разрешения вопроса о начале этнокультурных контактов коми и русского народов.Первым достоверным и ценным источником по ранней истории и народной культуре коми-зырян является житие пермского епископа Стефана, написанное иноком Троицко-Сергиева монастыря Епифанием Премудрым (род. в первой половине ХIV в., умер в 1418-1422 гг.). К настоящему времени известно более 50 текстов "Жития", из которых наиболее древним, полным и надёжным является текст, подготовленный и изданный Археографической Комиссией в 1897 г. (Епифаний 1897). Епифаний не случайно получил наименование Премудрый, он широко пользовался при написании своих трудов не только ссылками на книги Ветхого и Нового завета, но и исследованиями многих других авторов. Кроме того, Епифаний был весьма склонен к риторике и витиеватым оборотам речи. Указанные причины, а также сама специфика агиографической литературы как жанра требуют достаточно критического подхода к сведениям, почерпнутым из "Жития". Наиболее достоверные сведения "Житие" сообщает о расположении Пермской земли, т.е. об этнической территории древних коми-зырян и коми-пермяков. Во многих местах в нём характеризуются древние языческие верования пермян. В то же время, в этих описаниях крайне мало конкретных деталей, Епифаний обходится в основном словами "идолослужители", "волшевением одержимые", "верующие в бесование". Иногда в отношении идолов он употребляет эпитет "издолбленные", из которого следует, что идолы изготавливались из дерева. Также лишь по косвенным свидетельствам можно догадаться, что хранились кумиры в специально оборудованных постройках, сделанных, видимо, из дерева, поскольку Стефан разорял и сжигал "кумирницы". В одном из текстов, приписываемых Епифанием Стефану, внешний вид идолов описывается более подробно: "Кумири ваши, древо суще бездушно, дела рук человеческих, уста имут, и не глаголют, уши имут, и не слышат, очи имут, и не узнат, ноздри имут, и не обоняют, руце имут, и не осязают, нозе имут, и не поидут, и не ходят..." То есть речь идёт о том, что идолы у древних коми имели антропоморфный облик, хотя можно предположить, что что Епифаний приукрасил реалистичность их изображений. Деревянные культовые изображения, идолы, видимо, несли различную функцианальную нагрузку. Об этом свидетельствует факт их различного местонахождения: "Я, сам по лесу обходя без лености с ученики своими, и по погостам распытая, и в домех изыскуя, и в лесах находя..." Если идолы, находящиеся в домах, были, скорее всего, домашними божками, возможно, связанными с культом предков, то идолы, поставленные в лесу, почитались, надо полагать, всей округой. Об этом говорит перечисление богатых даров таким идолам: "А еже повешенное около идол, или кровля под ними, или на приношение; или на украшение им принесённое, или соболи, или куницы, или горностаи, или лисицы, или бобры, или ласицы, или медведна, или рыси, или белки". Данный вывод подтверждается и следующим сообщением Епифания: "Бяху же в Перми кумиры различные, овии большие и меньшии, друзим же среднии, а инии нарочитии и словутнии, и инии мнози. Кто может исчести их? Свем юбо редции моляхуся и худу честь воздаяху, а друзим же мнози, не токмо ближнии, но и с дальних погостов". Приношения кумирам запрещалось брать кому-либо под страхом смерти, и все соблюдали этот запрет. Основные функции пермских божеств заключались во власти над окружающими стихиями.В "Житии" говорится об этом: "У нас пермичей мнози бози, мнози поспешницы, мнози поборницы, те нам дают ловлю и все елико еж в водах, и елико на воздусе, и елико в блатех, и дубравах, и в борех, и в лузех, и в порослях, и в чащах, и в березнике, и в сосняге, и в ельняге, и в рамении, и в прочех лесех, и все елико на древесях, белки или соболи, или куницы, или рыси, и прочая ловля наша". Видимо, речь идёт о развитых культах духов-хозяев мест и промысловых животных, аналогичных зафиксированным у многих промысловых народов. Краткие сведения о языческих верованиях древних коми даются в русских летописях в сообщениях о смерти Стефана Пермского.Сведения эти крайне расплывчаты: " А прежде кланялись зверем и древом, воде, огню и златой бабе", "идолом, солнцу, воде, камению, древню, волом, козам, и кудесником, и волхвом, и золотой бабе", "огню, воде, камению" и т.д. Кроме того, речь явно идёт о поздних вставках в тексты летописей, поскольку в них говорится о кончине святого Стефана, а он был канонизирован лишь в 1549 г.,т.е. спустя более чем 150 лет после описываемого события. Легенда о Золотой бабе также возникла лишь в ХVI в., да и её местонахождение указывалось в ней вне территории расселения древних коми. Ценный материал по мировоззрению перми вычегодской дают летописные сведения о клятве на мир и согласие, заключенной в 1485 г. на устье Выми между вымскими и вычегодскими коми и югорскими князьями. "А мир их таков: подкинувше ёлку и жердь претолсту, протесав на четыре, под неё послали медведно, да на медведно покинули две сабли остреи верх супротивно, да на медведно же положили рыбу да хлеб". Если мы отбросим, как явление явно более позднего характера, поставленный вымичами поверх ели крест, то символика остальных атрибутов может быть истолкована как достаточно прозрачная: ель - символ окружающей природы (возможно, также отражение культа деревьев), медведь - наиболее яркий представитель животного мира (культ животных и его разновидность - медвежий культ), рыба - ихтиофауна и хлеб - продукция земледелия. Таким образом, верность клятве утверждалась оружием и всеми благами окружающей природы. В 1501 г. московский митрополит Симон отправил послание в Пермь Великую князю Матвею Михайловичу и всем пермичам "всея области Пермские земли", в котором гневно обрушился на них за сохранение приверженности к старым обычаям. Опираясь на этот документ, можно говорить о сохранении в данный период у пермян идолослужения, а кроме того, в послании называется имя одного из божеств древних коми-пермяков, "Войпель болвана". Хотя ни внешний вид болвана, ни функции Войпеля в послании не расшифровываются, можно предположить, что болван этот представлял собою деревянную статую, олицетворяющую божество достаточно высокого ранга (Симон 1501). |
|