Ад |
Хозяином А. считался антипод Бога (см. Ен) — Омöль или Куль, "темный" демиург, впоследствии слившийся с образом сатаны, дьявола. По одной из версий, власть над душами умерших людей Омöль получил от Ена взамен за то, что научил ковать железо. Первые люди, которые попали в А., были один — чрезмерный пьяница, а другой — жестокосердечный скряга. Оба они, точнее их души, после смерти в течении шести недель падали вниз, пока один из них не подумал вслух, что только Омöль знает, как долго они еще будут падать. Другой ему возразил, что это знает только Ен. Едва он это произнес, как падение прекратилось, а на месте их остановки возник А.. После сотворения А. в него стали попадать души всех умерших людей, и праведников, и грешников. Земля, по этой мифологической версии, стоит на воде, вода на А., а тот на сердцах умерших людей, которые при жизни были чрезвычайно злонамеренными и жадными. По другой версии, А. появился после того, как Ен закопал в землю глиняные горшки, в которых находились Омöль и большая часть его помощников. Обе версии представляют собой явную контаминацию народно-христианской (апокрифической) и традиционной (языческой) мифологий. А. создается в мифологическое время, в период первотворения, в ходе борьбы между демиургами. Локализация А. (по первой версии) под водой, на которой в свою очередь стоит земля, несомненно, инспирирована представлениями о том, что первоначальный хаос являл собой безбрежную водную стихию, на поверхности которой и была создана земля, т.е. А. помещается на предельной периферии мифологического низа. У верхневычегодских и верхнепечорских к.-з. до сих пор бытуют старообрядческие апокрифические легенды о путешествии в А. Иисуса Христа. После воскрешения Иисус Христос решил освободить страждущие души. Он спустился в А., приказал всем грешникам встать по левую руку от него, а праведникам — по правую и повел их из А. Владыка А. взмолился: "Христос, брат, как я буду без людей жить?" На что тот ответил, что опустевший А. наполнится вновь душами курящих людей. После того, как Христос вышел с освобожденными им душами из А., души грешников превратились в темные звезды, а души праведников — в светлые. Одновременно Христос создал ночь и день, чтобы люди днем работали, а ночью отдыхали. До того же день длился круглые сутки. Одной из причин популярности этих легенд было обоснование вреда курения — мотив, отсутствующий в "классических" апокрифах на эту тему. Представления о сущности А. и муках грешников в фольклорных традициях дальнейшего развития не получили. Редкое исключение представляет собой зафиксированное у печорских к.-з. восприятие А. как места, где холодно, много мошкары, и дым кругом. Данная трактовка представляет интерес как своеобразная, оригинальная демифологизация христианского мифа о "геене огненной", с ее более жестокими, но абстрактными муками грешников, путем замены их реалиями обыденной жизни. С другой стороны, она как бы сближает А. с первобытным хаосом, характеризуя его такими маркерами, которые находятся в своего рода оппозиции. Мошкара бывает летом, а холод зимой. Дым — не среда обитания, а, напротив, способ борьбы с мошкарой. Лит.: Доронин 1947, Fuchs 1924, Fokos-Fuchs 1951. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |