ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Би


 
 

огонь

Согласно к.-з. мифологической версии, Б. люди получили от Ена. Ен создал Б. в виде очень красивого краснощекого человека, но он стал злоупотреблять полученной им первоначально свободой, разгуливая по земле и поджигая леса. Тогда Ен превратил Б. в кремень и серу, и люди стали использовать огниво и спички для его получения. В к.-п. фольклорном цикле легенд о Пере, в одной из них он предстает как культурный герой, добывающий для людей небесный Б. Поднявшись по радуге на небо, Пера попытался приблизиться к Солнцу, чтобы отломить от него кусочек, но потерпел неудачу. Своей цели он добился позднее, когда Солнце, разгневанное женитьбой Перы на его дочери Зарань, стало яростно палить, угрожая сжечь все на земле. Тогда Пера и семь его сыновей натянули могучие луки и выстрелили в Солнце. От Солнца откололся большой кусок и рассыпался на множество огней по всей парме (приуральской тайге), а на земле прекратилась нестерпимая жара. В сказках охотники, оставшиеся в лесу без Б., получают его от какого-то старика взамен взамен за удачно рассказанную небывальщину. В к.-п. сказке "К Каму за Б." хранителем Б. выступает Кам, живущий в избушке в лесу и раздувающий там Б. у себя в печи. Мальчик, посланный к Каму за Б., отгадывает загаданную тем загадку, похищает головешку и спасается бегством с помощью взятых с собой волшебных предметов. В дальнейшем его сестра, к тому времени они стали сиротами, с помощью волшебных предметов и советов, полученных ею от доброй колдуньи, убивает Кама. Дети сами становятся хранителями Б. и делятся им с людьми.

Представления о духах-хозяевах Б. у к. не зафиксированы. Определенная власть над стихией Б. признавалась за банником и овинником, которые в случае недовольства могли уйти из своих мест обитания, и там случался пожар. В загадках Б. сравнивается с птицей, бегущей по жердочке и роняющей красные яйца. У к.-п. считалось, что крупный пожар, случившийся в одном из селений, произошел из-за того, что два мальчика разорили птичье гнездо, принесли птенцов домой и отдали их кошке. Через несколько дней люди увидели летящую птичку с горящей лучиной в клюве. Она села на соломенную крышу сначала одного, а потом другого дома, где жили разорители гнезда, и начался пожар.

Рудименты былого культа Б. сохранялись в промысловой среде. Перед приемом пищи охотники обязательно совершали обряд кормления Б., бросая в него крошки хлеба. В Б. возбранялось плевать, а тем более мочиться — иначе на губах или гениталиях ослушников появлялась короста. Б. нельзя было затаптывать ногами, а полагалось заливать водой. Б. придавалась очистительная сила. Особую силу имел огонь, полученный с помощью трения — дзурк Б. Еще в начале ХХ в. крестьяне одной из сысольских деревень, чтобы избавиться от чрезмерно расплодившихся волков, добыли трением Б. и публично сожгли на нем одного пойманного волка, строго наблюдая за тем, чтобы никакая часть от него не осталась несожженной.

Лит.: Кандинский 1889, Климов 1990, Климов 1991, Ожегова 1989, Сидоров 1928, Супинский 1935, Fuchs 1924.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Бадь вужья
       Би
       Благöвештшенньö лун
       Богородича лун
       Будимер

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.