Гöгинь |
Согласно традиционным представлениям, каждая женщина хотя бы раз в жизни, должна стать Г., иначе она или не сможет попасть на тот свет или на том свете будет принимать роды у собаки. По к.-з. легенде женщина, которую никто не приглашал в качестве Г., воскликнула: "Я согласна помогать лесным духам" и лесные духи, пожалев бедную женщину, разрешили ей прийти помочь, когда у них случились роды. После родов Г. считалась нечистой и должна была подвергнуться очищению. Получив от отца или матери новорожденного платок или полотенце, она делала вид что вытирает (сушит) руки. Если Г. не получала такого платка, то на том свете ей предстояло вечно стоять с мокрыми руками кык сёр костын "между двумя шестами" и просить у проходящих мимо нее воду, чтобы смыть пеж, и платок, чтобы вытереть руки. Новорожденный в этом случае мог заболеть и для его выздоровления повитухе необходимо было очиститься. В последующем Г. считалась духовно связанной с ребенком, которому отрезала пуповину, на том свете ей предстояло дать отчет о его здоровье. Здоровье ребенка зависело от поведения Г.: она должна была вести целомудренный образ жизни, быть сдержанной в общении (Г., крестным и матери ребенка запрещалось не только ругаться, но и говорить неприятные друг другу слова), категорически исключались половые отношения с отцом и крестным ребенка. Не случайно, для помощи при родах часто приглашались пожилые, вдовствующие женщины, которые в итоге становились профессиональными повитухами. В традиционном обществе Г. почиталась больше, чем отец, а иногда и мать. Строго порицалось не только незначительное оскорбление Г., но и всякое несогласие с ней в бытовых вопросах. Со временем, значение, придаваемое Г., стали придавать и крёстной матери (См. Вежай-вежань). Лит.: Налимов 1991. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |