Лов |
В мифологических представлениях коми Л. — одна из душ человека наряду с орт. Л. считается "внутренней", относительно орт, душой человека. По В.П. Налимову, она находится в голове, является носителем жизненного начала в человеке и соответствует дыханию. Смерть констатируется после прекращения дыхания и обозначается как Л. петöм "выход души". Вместе с тем, Л. имеет определенную субстанциональность. У постели умирающего собираются родственники, чтобы увидеть исход Л. О них говорят: "Смотрят, ожидают исход Л.". Предполагается, что Л. имеет вид белого облачка или пара, имеются сведения о Л. в облике бабочки, мыши, птицы, маленького человечка. После смерти человека Л. отождествляется с личностью усопшего. Это душа умершего, которая должна отправиться в загробное путешествие в Рай или в Ад, соответственно совершенным при жизни поступкам. Окружающий мир, по представлениям к., также одушевлен. Отсюда зафиксированные в языке устойчивые словосочетания типа ловья турун "живая трава; букв. с душой", ловья пу "живое дерево", ловья чери "живая рыба" и т.п. Местонахождение Л. в голове соответствует мифологическим представлениям о символической связи частей тела человека с различными уровнями мироздания. В.П. Налимов полагал, что именно с представлениями о голове, как о вместилище Л. связаны у к.-з. обычаи использования черепов щуки, лисы, медведя, росомахи или специально изготовленного человеческого черепа в качестве оберега. Лит.: Лимеров 1995, Налимов 1907, Сорокин 1910, Терюков 1979. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |