Литература и письменные источники по мифологии народов коми |
Упоминания о коми-зырянах, точнее о древней Перми, появляются в русских летописях не позднее ХI в. Сведения о Перми, о "данях печерских", походах новгородцев "за Волок" в Печору и Югру за данью достаточно часто встречаются в последующих летописных текстах, но какой-либо этноисторической информации, кроме оснований для локализации предков коми в районе бассейна средней Вычегды, они не несут. В то же время, как косвенный источник, эти данные можно использовать для разрешения вопроса о начале этнокультурных контактов коми и русского народов.Первым достоверным и ценным источником по ранней истории и народной культуре коми-зырян является житие пермского епископа Стефана, написанное иноком Троицко-Сергиева монастыря Епифанием Премудрым (род. в первой половине ХIV в., умер в 1418-1422 гг.). К настоящему времени известно более 50 текстов "Жития", из которых наиболее древним, полным и надёжным является текст, подготовленный и изданный Археографической Комиссией в 1897 г. (Епифаний 1897). Епифаний не случайно получил наименование Премудрый, он широко пользовался при написании своих трудов не только ссылками на книги Ветхого и Нового завета, но и исследованиями многих других авторов. Кроме того, Епифаний был весьма склонен к риторике и витиеватым оборотам речи. Указанные причины, а также сама специфика агиографической литературы как жанра требуют достаточно критического подхода к сведениям, почерпнутым из "Жития". Наиболее достоверные сведения "Житие" сообщает о расположении Пермской земли, т.е. об этнической территории древних коми-зырян и коми-пермяков. Во многих местах в нём характеризуются древние языческие верования пермян. В то же время, в этих описаниях крайне мало конкретных деталей, Епифаний обходится в основном словами "идолослужители", "волшевением одержимые", "верующие в бесование". Иногда в отношении идолов он употребляет эпитет "издолбленные", из которого следует, что идолы изготавливались из дерева. Также лишь по косвенным свидетельствам можно догадаться, что хранились кумиры в специально оборудованных постройках, сделанных, видимо, из дерева, поскольку Стефан разорял и сжигал "кумирницы". В одном из текстов, приписываемых Епифанием Стефану, внешний вид идолов описывается более подробно: "Кумири ваши, древо суще бездушно, дела рук человеческих, уста имут, и не глаголют, уши имут, и не слышат, очи имут, и не узнат, ноздри имут, и не обоняют, руце имут, и не осязают, нозе имут, и не поидут, и не ходят..." То есть речь идёт о том, что идолы у древних коми имели антропоморфный облик, хотя можно предположить, что что Епифаний приукрасил реалистичность их изображений. Деревянные культовые изображения, идолы, видимо, несли различную функцианальную нагрузку. Об этом свидетельствует факт их различного местонахождения: "Я, сам по лесу обходя без лености с ученики своими, и по погостам распытая, и в домех изыскуя, и в лесах находя..." Если идолы, находящиеся в домах, были, скорее всего, домашними божками, возможно, связанными с культом предков, то идолы, поставленные в лесу, почитались, надо полагать, всей округой. Об этом говорит перечисление богатых даров таким идолам: "А еже повешенное около идол, или кровля под ними, или на приношение; или на украшение им принесённое, или соболи, или куницы, или горностаи, или лисицы, или бобры, или ласицы, или медведна, или рыси, или белки". Данный вывод подтверждается и следующим сообщением Епифания: "Бяху же в Перми кумиры различные, овии большие и меньшии, друзим же среднии, а инии нарочитии и словутнии, и инии мнози. Кто может исчести их? Свем юбо редции моляхуся и худу честь воздаяху, а друзим же мнози, не токмо ближнии, но и с дальних погостов". Приношения кумирам запрещалось брать кому-либо под страхом смерти, и все соблюдали этот запрет. Основные функции пермских божеств заключались во власти над окружающими стихиями.В "Житии" говорится об этом: "У нас пермичей мнози бози, мнози поспешницы, мнози поборницы, те нам дают ловлю и все елико еж в водах, и елико на воздусе, и елико в блатех, и дубравах, и в борех, и в лузех, и в порослях, и в чащах, и в березнике, и в сосняге, и в ельняге, и в рамении, и в прочех лесех, и все елико на древесях, белки или соболи, или куницы, или рыси, и прочая ловля наша". Видимо, речь идёт о развитых культах духов-хозяев мест и промысловых животных, аналогичных зафиксированным у многих промысловых народов. Краткие сведения о языческих верованиях древних коми даются в русских летописях в сообщениях о смерти Стефана Пермского.Сведения эти крайне расплывчаты: " А прежде кланялись зверем и древом, воде, огню и златой бабе", "идолом, солнцу, воде, камению, древню, волом, козам, и кудесником, и волхвом, и золотой бабе", "огню, воде, камению" и т.д. Кроме того, речь явно идёт о поздних вставках в тексты летописей, поскольку в них говорится о кончине святого Стефана, а он был канонизирован лишь в 1549 г.,т.е. спустя более чем 150 лет после описываемого события. Легенда о Золотой бабе также возникла лишь в ХVI в., да и её местонахождение указывалось в ней вне территории расселения древних коми. Ценный материал по мировоззрению перми вычегодской дают летописные сведения о клятве на мир и согласие, заключенной в 1485 г. на устье Выми между вымскими и вычегодскими коми и югорскими князьями. "А мир их таков: подкинувше ёлку и жердь претолсту, протесав на четыре, под неё послали медведно, да на медведно покинули две сабли остреи верх супротивно, да на медведно же положили рыбу да хлеб". Если мы отбросим, как явление явно более позднего характера, поставленный вымичами поверх ели крест, то символика остальных атрибутов может быть истолкована как достаточно прозрачная: ель — символ окружающей природы (возможно, также отражение культа деревьев), медведь — наиболее яркий представитель животного мира (культ животных и его разновидность — медвежий культ), рыба — ихтиофауна и хлеб — продукция земледелия. Таким образом, верность клятве утверждалась оружием и всеми благами окружающей природы. В 1501 г. московский митрополит Симон отправил послание в Пермь Великую князю Матвею Михайловичу и всем пермичам "всея области Пермские земли", в котором гневно обрушился на них за сохранение приверженности к старым обычаям. Опираясь на этот документ, можно говорить о сохранении в данный период у пермян идолослужения, а кроме того, в послании называется имя одного из божеств древних коми-пермяков, "Войпель болвана". Хотя ни внешний вид болвана, ни функции Войпеля в послании не расшифровываются, можно предположить, что болван этот представлял собою деревянную статую, олицетворяющую божество достаточно высокого ранга (Симон 1501). Вплоть до второй половины ХVIII в. территория расселения народов коми не привлекала внимания исследователей и путешественников. Немногие из них, проезжавшие через неё транзитом, никаких сведений о духовной культуре и мировоззрении коми-зырян и коми-пермяков не оставили. Редкое исключение представляет собой краткое сообщение участника посольства Петра Великого в Китай (1692-1695 гг.) Адама Бранда о том, что у верхнесысольских коми, когла они туда приехали, "повсюду шло большое веселье по случаю Пасхи, и повсюду женщины нам подносили красные яички" (Идес, Бранд 1967). В 1771 г. на территории Европейского Северо-Востока России побывала первая научная экспедиция во главе с И.И. Лепёхиным, известным русским учёным-натуралистом, академиком Петербургской Академии наук. Экспедиция 1768-1772 гг. обследовала обширную территорию России, а по её окончании И.И. Лепёхиным были опубликованы подробные дневниковые записки об этом путешествии. Сами по себе "Записки" И.И. Лепёхина не являлись этнографическим трудом, более того, описание культуры и быта населения на обследованной экспедицией территории вообще не входило в её задачи. Но И.И. Лепёхин, занимаясь сугубо научными, в первую очередь натуралистическими, исследованиями, всегда обращал внимание на жизнь населения и включил свои наблюдения в текст дневников. Так, именно им впервые была записана коми-пермяцкая легенда о Пере-богатыре и высказано предположение о том, что именно от его имени произошло название народа. В коми-зырянском с.Объячево И.И. Лепёхиным было описано празднование и жертвоприношение в Ильин день. Кроме того, в "Записках" приведены сведения о народной медицине, а также приведён достаточно обширный список коми слов, часть из которых относится к мировоззренческой сфере (Лепёхин 1780, Лепёхин 1822). В.Н. Латкин свои путешествия по Печоре предпринимал не с научной целью. Он был сыном устьсысольского купца второй гильдии и собирался продолжить дело отца на качественно иной основе, поставив перед собой задачу организации промышленного освоения бассейна Печоры. С этой целью он предпринял несколько путешествий в Печорский край, свои впечатления о которых изложил в объёмных, впоследствии опубликованных, дневниках (Латкин 1853). В своей книге В.Н. Латкин большое внимание уделил быту, нраву, обычаям, основным хозяйственным занятиям печорских жителей, записал несколько легенд и преданий. Им был также собран материал по народной медицине и по языческим верованиям коми. В ХIХ в. на традиционную культуру коми-зырян обратили внимание некоторые русские литераторы. С конца июля 1837 г. по начало января 1838 г. в Усть-Сысольске находился в ссылке один из выдающихся деятелей русской литературы того времени Н.И. Надеждин. Из Усть-Сысольска он прислал в различные издания около ста статей по различной тематике, в том числе опубликовал в "Энциклопедическом лексиконе" А.А. Плюшара статью о древнем коми божестве Войпеле. В 1856 г. практически весь Европейский Север России объездил известный писатель и этнограф С.В. Максимов. В том числе он посетил и ижемских коми. Путевые впечатления от этой поездки, содержащие ценные этнографические наблюдения, были изложены им в книге "Год на Севере" (Максимов 1890). Посетил Коми край и известный писатель-народник, уроженец г. Великий Устюг, П.В. Засодимский. В своём путевом очерке "Лесное царство", впервые опубликованном в 1878 г., он описал своё путешествие и при этом, проявив изрядную наблюдательность, дал описание основных хозяйственных занятий, многих явлений традиционной культуры и быта народа коми. В частности, П.В. Засодимский кратко охарактеризовал народные верования, описал некоторые церковные календарные праздники, обратил внимание на представления о колдовстве. Очень импонировало П.В. Засодимскому отмеченное им у коми народа особое отношение к природе вообще, а особенно к лесу (Засодимский 1895). Из других русских авторов можно отметить А.В. Круглова, который в 70-80-е гг. Х1Х столетия опубликовал около десяти очерков, посвящённых традиционной культуре народа коми, широко используя при этом материалы своих предшественников. Наиболее крупными и содержательными из них были вышедшие отдельными очерки "Лесные люди" (1887 г.) и "Лесное царство" (1899 г.). В этих работах имеется ряд ценных наблюдений автора, показывающих достаточно хорошее знание им коми быта. К сожалению, ценность фактического материала значительно снижается попыткой автора изложить его сугубо литературным языком и при этом дать ему попутно свою интерпретацию. В 1888 г. поездку к коми-зырянам осуществил студент юридического факультета Московского университета, ставший впоследствии знаменитым художником, а тогда увлекавшийся этнографией, В.В. Кандинский. Одной из целей В.В. Кандинского в этой экспедиции был сбор сведений о языческих верованиях коми. На сборе фактического материала по данной проблеме, по всей видимости, сказалось незнание В.В. Кандинским языка исследуемого им народа, а также и непродолжительность самого его пребывания у коми. По крайней мере, опубликованная им статья, написанная по материалам этой поездки, получилась схематичной и малоинформативной. По сути, в ней всего лишь бегло сообщается о наличии у коми преданий о чуди, пережитков почитания огня, представлений о душе-двойнике человека (Орт), домовом и полуднице (Кандинский 1889). Учёных, т.е. людей, получивших высшее образование и занимавшихся наукой на профессиональном уровне, в дореволюционные годы среди коми-зырян были единицы. Всем им впоследствии пришлось жить и трудиться вне территории Коми края, поскольку ни одного научного центра до революции там не было. В ХIХ в. высшее образование имели всего лишь два коми-зырянина. Одним из них был Г.С. Лыткин — выпускник восточного факультета Санкт-Петербургского университета, магистр восточной славистики, проработавший всю свою жизнь в одной из гимназий Северной Пальмиры. В 1889 г. в Петербурге вышла в свет книга Г.С. Лыткина "Зырянский край при епископах пермских и зырянский язык." Эта монография не являлась этнографическим исследованием, но содержащийся в ней обширный фольклорный материал представляет существенный интерес и поныне. А.В. Красов имел высшее духовное образование и был кандидатом богословия. К 500-летию со дня кончины Стефана Пермского в 1896 г. им была опубликована посвящённая этому событию книга "Зыряне и св. Стефан, епископ Пермский". В своей монографии А.В. Красов достаточно подробно остановился и на описании дохристианских верований народа коми. В частности, он попытался реконструировать пантеон верховных языческих божеств, описал пережитки различных культов, рассмотрел образы лешего, водяного, домового. При этом автор тщательно проанализировал весь опубликованный до него материал на эту тему. Хотя в ХIХ в. традиционная культура народа коми так и не привлекла внимания профессиональных этнографов и фольклористов, именно в этом столетии, особенно во второй его половине, был собран обширный и разносторонний фактический материал по этим научным дисциплинам. В 1845 г. было создано Руское Географическое общество, которое активно занялось организацией сбора материалов по традиционной культуре и быту различных народов России. Уже в 1848 г. РГО была составлена и разослана по местам подробная программа по сбору этнографических и фольклорных материалсв. Призыв РГО к сотрудничеству нашел горячий отклик у разночинной интеллегенции Коми края. Многие учителя, священники, чиновники и др. стали страстными краеведами. Как правило, они не ограничивались сбором сведений о народной культуре коми-зырян и пересылкой их в РГО, а публиковали собранные материалы в периодической печати. Особенно большое количество краеведческих заметок на различные темы было опубликовано в неофициальной части Вологодских губернских ведомостей. Так, уже в 1848 г. в ВГВ появляются первые публикации текстов коми-зырянских легенд о Яг Морте (Истомин 1848) и об олене, добровольно прибегающем на богородицкий праздник в селение, чтобы его принесли в жертву; достаточно подробное описание жертвоприношений скота в различные церковные праздники (Сорокин 1848). Большое количество заметок и статей, посвященных различным аспектам духовной культуры народа коми было опубликовано и в последующие годы. Кроме того, отдельные, зачастую весьма ценные, факты и наблюдения, относящиеся к мировоззрению, верованиям и обрядам коми можно обнаружить в напечатанных в ВГВ статьях и на другую тематику. Значительный интерес представляют, зачастую бесхитростные, но подробные описания очевидцев проведения тех или иных народных праздников. Так, Е. Кичин опубликовал свои наблюдения над отправлением братчины у устьсысольских горожан. В данной работе автор продемонстрировал не только детальное знание регламента этого праздника, но и сумел описать его красочно и с большим количеством ценных подробностей (Кичин 1852). Очень живописное и детальное описание отмечания Ильина дня у населения с.Ношуль в середине ХIХ в. было сделано М.Косаревым (Косарев 1859). П.В. Кокшаров, учитель истории и географии Устьсысольского уездного училища, в своей заметке подробно рассказал о празднование у коми Иванова дня и описал обряды, совершаемые в Великий Четверг (Кокшаров 1859). Ценный фактический материал с мировоззрении коми содержит в себе объёмная статья В. Аврамова о жителях Яренского уезда и их хозяйственном быте. Её автор, сам местный уроженец, знающий досконально крестьянский быт, достаточно подробно описал не только хозяйственные занятия коми населения, но и уделил большое внимание духовной культуре. В данной статье рассматриваются поверья и предрассудки коми (вера в водяных, леших, кикимор, домовых, банных и колдунов), приведено несколько заговоров. Описывая нравы и обычаи, автор большое внимание уделил свадьбе и народным праздникам (Аврамов 1859). Священник Нючпасского завода Иаков Попов посвятил свою статью описанию языческих верований коми. Автор оперирует собственным фактическим материалом, ценность которого не утрачена и в настоящее время. И. Попов отмечает у коми существенное распространение веры в суседко и приводит записанный им рассказ (быличку) на эту тему. Описанные им образы лешего (Вöрса) и водяного (Васа) также подкреплены быличками об их проделках. Автор сообщает о приношении жертв в виде кусков хлеба водяному, чтобы он не обижал людей. Ценные и достаточно подробные сведения приведены о представлениях коми о душе-тени (орт), которая после смерти человека должна обойти все места, посещённые им при жизни. Менее подробно И. Попов рассматривает также представления о порче и кликушестве (Шева) и кикиморе (Попов 1859). Заслуживает особого упоминания и статья другого коми священника, Н. Заварина, опубликованная им в Вологодских епархиальных ведомостях, которую он также посвятил анализу народных верований. Н. Заварин одним из первых обратил особое внимание на своеобразную контаминацию у коми древних промысловых верований с христианской обрядностью. Им продемонстрировано глубокое знание народной религиозной жизни и наблюдательность, позволившая ему достаточно убедительно выделить элементы древних языческих верований коми, освободив их от более поздних христианских наслоений (Заварин 1870). В 1874 г. член Вологодского губ. стат. комитета К.А. Попов сделал выборку этнографического материала по коми из ВГВ и других периодических изданий и, добавив некоторые собственные материалы, собранные им в поездках в Коми край, написал на их основе книгу "Зыряне и Зырянский край", которая долго оставалась единственным обобщающим трудом по этнографии коми-зырян. Хотя верованиям и предрассудкам коми, а также их домашнему быту и обычаям в книге посвящены отдельные главы, автору, прежде всего ввиду отсутствия у него какой-либо профессиональной этнографической подготовки, реконструировать более или менее достоверно картину традиционного мировоззрения коми не удалось. Тем не менее, и в настоящее время эта книга представляет определённый интерес для исследователей, прежде всего, как свод собранных воедино сведений, собранных коми энтузиастами-краеведами по самым различным вопросам народной культуры. В отличие от коми-зырян, этнография коми-пермяков уже в ХIХ в. привлекла внимание целого ряда серьёзных исследователей-профессионалов. В начале второй половины этого столетия появился целый ряд научных публикаций о коми-пермяках, как правило, представляющие собой разносторонние описания их культуры и быта (Рогов 1855, он же 1858, он же 1860; Хлопин 1847, он же 1849; Хлопов 1852). Особенно ценные сведения о духовной культуре приводятся в публикациях Н.А. Рогова. Им детально описаны свадебный и погребальный обряды, представления о душе и загробной жизни, строительная сбрядность, взаимоотношения людей с миром всевозможных духов, дана оценка роли колдунов в общественной и личной жизни пермяков и др. В 1883 г. был издан очерк "Пермяки", написанный известным русским этнографом и фольклористом Н. Добротворским. Проанализировав все опубликованные до него работы по этнографии коми-пермяков, а также широко используя материалы собственных полевых сборов, автор дал многоплановое и подробное изображение традиционной культуры. Существенное место в очерке уделено рассмотрению различных аспектов традиционного мировоззрения. На многие факты и явления в духовной сфере пермяков Н. Добротворский взглянул по-новому, дав им свою собственную оценку. В частности, он одним из первых обратил внимание на мифологию коми-пермяков и опубликовал в очерке текст записанного им оригинального этногенетического мифа. В 1891 г. вышло в свет фундаментальное монографическое исследование "Пермяки", автор которого, профессор Казанского университета И.Н. Смирнов, был хорошо известен в научных кругах России как глубокий специалист по этнографии финно-угорских народов Поволжья. Широко используя сравнительные материалы, автор монографии дал квалифицированный анализ традиционной культуры коми-пермяков. Особую ценность данному исследованию придаёт достаточно частое обращение автора к фольклорным материалам, так например, при описании народных верований И.Н. Смирнов приводит в качестве подтверждающего материала целый ряд текстов записанных им быличек о якобы действительно происходивших случаях встречи с различными видами нечистой силы. Из достаточно большого количества менее крупных по объёму научных и краеведческих работ о народной культуре коми-пермяков как наиболее содержательные можно выделить статьи Ф.А. Теплоухова о народном празднике "Три ёлочки" (1892), древнем культовом литье так называемого пермского звериного стиля (1893) и о процедуре написания и передачи лешему Кабалы, письменного послания с просьбой возратить потерявшавшуюся в лесу скотину (1895), а также статью М. Малахова о обычае жертвоприношения в день св. Флора и Лавра (1887). С 1900-х г.г. началось и профессиональное этнографическое изучение традиционной народной культуры коми-зырян. Безусловная заслуга в этом принадлежит В.П. Налимову. Василий Петрович Налимов стал основоположником коми этнографической школы. Родился он в 1879 г. в дер. Седьяков (ныне входит в состав с. Выльгорт) вблизи от г. Усть-Сысольск (ныне г. Сыктывкар) в бедной крестьянской семье. Окончив местную земскую школу, В.П. Налимов продолжил обучение на курсах фельдшеров в Усть-Сысольске, после чего решил ехать в Москву, чтобы учиться дальше. В Москве будущий учёный обратил на себя внимание секретаря этнографического отдела Московского губернского общества любителей естественной антропологии и этнографии В.В. Богданова, председателя отдела академика В.Ф. Миллера и президента общества видного российского этнографа Д.Н. Анучина. Оценив наблюдения В.П. Налимова над верованиями, бытом и фольклором коми и увидев в нём будущего способного исследователя, они помогли ему в сдаче экзамена за курс гимназии и в поступлении в Московский университет. Курс учёбы В.П. Налимов завершил с дипломом первой степени и вскоре сдал экзамен на магистра наук при Казанском университете. Здесь же он стал профессором. Основные научные интересы В.П. Налимова сосредоточились на этнографическом изучении финно-угорских народов. Уже в 1903 г., когда он ещё был студентом, в "Этнографическом Обозрении" появилась первая серьёзная научная работа В.П. Налимова о верованиях народа коми. Своего значения эта статья не потеряла до настоящего времени, хотя в её начале автор и отмечает, что ставит перед собой "скромную задачу — дополнить неточную картину миросозерцания зырян". Прежде всего необходимо отметить умение автора опираться в своих выводах лишь на конкретный материал, без необоснованных фантазий и предположений. Убедительно рассмотрен в данной работе вопрос о дуальном представлении коми о вопросе миротворчества. Справедливо и корректно отмечаются неточности в книге К. Попова, а главное, сделав осторожные выводы, автор приводит тексты нескольких записанных им коми-зырянских космогонических мифов. В этом же году В.П. Налимов опубликовал ещё две небольшие работы. В одной из них он пересказал народную легенду о могучем колдуне Шыпиче, в другой — под названием ""Мор" и "Икота" у зырян" рассмотрел некоторые народные представления о причинах рождения неполноценных детей и способах их магического исцеления. Большой интерес, прежде всего как источник оригинального фактического материала, представляет и последующая научная статья В.П. Налимова о дохристианских верованиях коми, посвящённая представлениям о загробной жизни. В ней отмечено двойственное представление о душе (душа орт и душа лов), анализируется отношение к умершим и излагается другой, во многом впервые вводимый в научный оборот, материал (Налимов 1907). Ещё в студенческие годы статьи, доклады и рецензии В.П. Налимова привлекли внимание научной общественности. В 1906 г. ему было предложено сотрудничество с Финно-угорским научным обществом, а на следующий год общество финансировало его длительную, четырёхмесячную экспедицию в Коми край, в которую он выехал совместно с известным финским этнографом У.Т. Сирелиусом. Особое внимание в этой поездке было уделено сбору информации об обычаях и верованиях народа коми. В 1908 г. в журнале Финно-угорского общества на немецком языке была опубликована объёмная статья В.П. Налимова "К вопросу о первоначальных половых отношениях у зырян" (в 1991 г. она была переиздана на русском языке). В этой статье автором проанализирован чрезвычайно интересный и разнообразный материал, собранный им лично, о существовавших у народа коми половых запретах, представлениях о своеобразной заразе, скверне (Пеж), приобретаемой людьми, животными или даже неодушевлёнными предметами при их нарушении, обращено внимание на особый статус повитух и крёстных родителей и др. На следующий год В.П. Налимов, находясь в творческой командировке в Финляндии, систематизировал собранные им за более чем пятилетний срок полевых этнографических исследований сведения и представил их на суд научной общественности в виде рукописного труда "Материалы по этнографии зырян и пермяков". Этот труд был высоко сценен рядом видных российских этнографов, а В.П. Налимову за него была пресуждена престижная научная премия Великого князя Сергея Александровича. Объёмная рукопись "Материалов...", представляющая из себя около 2,5 тыс. листов различного формата с записями В.П. Налимова, хранится в Архиве Финно-угорского общества в г. Хельсинки, сохраняя большое значение и для современных исследователей как свод во многом оригинальных сведений по самым различным вопросам традиционной культуры народов коми. В 1912 г., имея уже заслуженную научную репутацию видного российского этнографа-специалиста по народной культуре финно-угров, В.П. Налимов в очередном томе издания "Великая Россия", посвященном народам Приуралья, опубликовал свой очерк о коми-пермяках. Значительное место в очерке было уделено описанию духовной культуры, при чём автор широко использовал свои собственные полевые материалы. Значительный интерес к культуре родного народа наряду с Налимовым проявили и два других представителя коми научной интеллегенции, творческий путь которых начинался в начале 1900-е г.г. Каллистрат Фаллалеевич Жаков был человеком сложной и противоречивой судьбы. Родился К.Ф. Жаков в 1865 г. в деревне близ г. Усть-Сысольска в крестьянской семье и до 10 лет не знал русского языка, умер в январе 1926 г. в г. Рига, проработав в дореволюционные годы преподавателем философии и логики в Петербургском психо-неврологического института около 10 лет. За свою жизнь К.Ф. Жаков окончил сельскую школу, учительскую семинарию, реальное училище, классическую гимназию, учился в Лесном институте в Петербурге, на физико-математическом, а затем историко-филологическом факультетах Киевского университета и, наконец, заканчивает словесное отделение историко- филологического факультета Петербургского университета в1901 г. Будучи студентом Петербургского университета, К.Ф. Жаков заинтересовался фольклором и этнографией народа коми. За годы учёбы он написал рефераты "Оригинальная мифология сказок у зырян и заимствованные с Востока на мотив "О подземном царстве", "Параллель между сказками восточных финнов и сибирских инородцев" и выступил с ними перед студенческой аудиторией. Университет К.Ф. Жаков закончил с дипломом первой степени и с кандидатским сочинением "Народная словесность зырян и русские сказки", оцененным "весьма удовлетворительно". В 1900 г. студент К.Ф. Жаков был командирован Академией наук для сбора этнографического материала среди коми-зырян. На основании материалов, собранных в экспедиции, он в октябре этого года выступил на заседании отделения этнографии Русского географического общества с докладом "Этнологический очерк зырян", за который Обществом ему была присуждена серебряная медаль. В 1901 г. данное исследование было опубликовано в журнале "Живая старина". В этом же году вышла в свет следующая научная статья К.Ф. Жакова "Языческое миросозерцание зырян". В целом работа, хотя и не отличается глубиной изложения, свидетельствует об умении автора анализировать известные ему факты и давать им достаточно верное осмысление. Так, К.Ф, Жаков убедительно вычленяет более древний пласт языческих верований о "боге лесов", отметив, что "перемены же взгляда зырянина на этого бога, совершившиеся во времени, теперь распределены в пространстве: пережитки старой веры, т. е. суеверия жителей у верховьев Выми, Пожега, Вычегды отличаются большей древностью, чем поверья жителей при устьях тех же рек. Верховья рек, места глухие, меньше подвергались влиянию культуры". В декабре 1902 г. на заседании отделения этнографии РГО К.Ф. Жаковым был сделан доклад о результатах его поездки к иньвенским коми-пермякам. В 1903 г., а затем в 1905 г.(под псевдонимом Я. Камасинский) К.Ф. Жаков опубликовал свои впечатления об этой экспедиции в виде этнографических очерков, в которых он достаточно подробно остановился и на описании народных верований пермяков. Из последующих публикаций заслуживают упоминания записанные К.Ф. Жаковым на р. Вишера у охотников рассказы-былички о проделках нечистой силы . К сожалению, в дальнейшем, сохраняя неподдельный интерес к древней истории и культуре финно-угорских народов, К.Ф. Жаков преимущественно видел свою задачу в идеализации прошлого патриархального быта и культуры своего народа, в "плаче" об уходящем и ушедшем прошлом, сугубо негативном противопоставлении всех новаций традициям и т.д. Для выражения своих взглядов им по мотивам коми-зырянского фольклора было написано большое количество авторских сказок, зачастую весьма занимательных, но не содержащих в себе достоверной информации. Питирим Александрович Сорокин родился в 1889 г. в с. Турья Жешартской волости Яренского уезда Вологодской губернии. Пройдя обычный для выходцев из крестьянской среды многоступенчатый и достаточно сложный путь получения предварительного образования, в 1909 г. он поступил в Петербургский Психоневрологический институт, из которого перевёлся на следующий год на юридический факультет Петербургского университета. Существенную поддержку в получении образования П.А. Сорокину оказал его земляк, к тому времени уже известный учёный и литератор, К.Ф. Жаков. По всей видимости, именно под его влиянием П.А. Сорокин в студенческие годы активно занялся изучением традиционной культуры народа коми. В 1910-1911 гг. им были опубликованы в "Известиях Архангельского общества изучения Русского Севера" статьи "Пережитки анимизма у зырян", "Современные зыряне" и "К вопросу о эволюции брака у зырян". В 1916 г. в "Известиях Вологодского общества изучения Северного края" вышла в свет статья П.А. Сорокина "К вопросу о первобытных религиозных верованиях зырян". Будучи последователем эволюционизма, Сорокин в своих работах в основном опирался на труды классика эволюционной школы в этнографии Эдуарда Бернетта Тайлора, развивая его анимистическую теорию и идею о пережитках. Хотя с точки зрения современной методологии теоретические построения П.А. Сорокина существенно устарели, фактический материал, использованный им, в том числе собственные наблюдения, представляют значительный интерес. Например, в его статьях приведены ценные данные о представлениях коми о душе, о вере в то, что предметы неорганической природы могут расти, культе предков и др. В 1913 г. финнским этнографом Уно Хольмбергом (Уно Харво) была опубликована монография "Die Wassergottenheiten der finnisch-ugrischen Volker", он достаточно подробно описал в ней и представления о водяных духах и пережитки культа воды у народов коми. При этом автор использовал не только литературные источники, но и впервые ввёл в научный оборот значительное количество конкретных фактов особого отношения к воде у коми, почерпнутых им из архивных "Материалов..." В.П. Налимова. В 1914 г. вышла в свет монография данного автора, в которой он на основании анализа широкого круга как литературных, так и архивных источников, дал, пожалуй, первую обобщающую картину традиционного мировоззрения пермских народов (Harvo U. 1914). Большой интерес для исследователей фольклора и этнографии народа коми представляют фольклорные тексты, собранные видным финнским филологом Ю. Вихманом во время его экспедиций в Коми край в 1901-1902 гг. и опубликованные им в 1916 г. на коми и немецком языках. Занимаясь сбором фольклора всех жанров, Ю. Вихман записал в том числе и большое количество быличек о нечистой силе, наглядно иллюстрирующих представления коми о мире духов. В этнографии коми-пермяков в начале ХХ в. сохранялись тенденции, определившиеся во второй половине ХШХ в. В 1903 г. появился очередной обобщающий труд, посвящённый списанию традиционной культуры пермяков. Его автор этнограф В.М. Янович, как и его предшественники, значительное место в своём исследовании уделил рассмотрению духовной культуры, добавив к уже известным фактам ряд собственных наблюдений. Из других публикаций, кроме уже упомянутых очерков В.П. Налимова и К.Ф. Жакова, можно отметить статью священника А. Крупкина "Верования пермяков-инородцев", опубликованную им в 1911 г. Несмотря на компиляционный по своей сути характер данной работы, она содержит и отдельные ценные наблюдения автора над религиозной жизнью пермяков. После Октябрьской революции наступил новый этап в изучении традиционной культуры народов коми в России. Судьба коми учёных, интересовавшихся этнографией и фольклором родного народа в начале века, сложилась по-разному. К.Ф. Жаков, пассивно не воссприняв новую власть, эмигрировал в Латвию и вскоре, в1926 г., скончался там. П.А. Сорокин, один из лидеров правых эсеров, в 1922 г., как ярый враг большевизма, был выслан за пределы советской России. С 1930 г. он преподавал в Гарвардском университете в США и приобрёл мировую известность как родоначальник социологической теории стратификации и социальной мобильности. Умер П.А. Сорокин в 1968 г. В.П. Налимов остался в России. Вскоре после революции он возратился в Москву, где преподавал в различных институтах, занимаясь преимущественно географическими и топонимическими исследованиями. В середине 20-х годов В.П. Налимов на короткий срок вернулся к коми этнографии, написал и опубликовал две статьи о материальной культуре, используя преимущественно свои собственные материалы, собранные им в начале века. В то же время, как и во многих других регионах России, в первое десятилетие советской власти резко активизировалась деятельность местных краеведов Коми края. В 1922 г. в Усть-Сысольске было образовано Общество изучения Коми края, председателем его правления был избран приехавший в этом году по не вполне понятным причинам в столицу Коми АО известный кавказовед профессор А.Н. Грен. Во время своего пребывания в Усть-Сысольске А.Н. Грен активно включился в развернувшийся в эти годы в области процесс культурного строительства. В начавших вскоре выходить "Записках Общества ИКК" и в краеведческом стделе журнала "Коми му" им был опубликован ряд статей на лингвистические и этнографические темы, в том числе объёмная статья "Зырянская мифология". Несмотря на многообещающее название данная статья может представить лишь незначительный интерес для исследователей традиционного мировоззрения народа коми. Речь идёт как о предложенной А.Н. Греном схеме генезиса мифологии: от анимизма — к космогоническим представлениям, а затем — к дуальной религии, так и о его упорных попытках найти прямые аналоги к коми фольклорным сюжетам в мифологии народов Кавказа. При этом, оперируя преимущественно коми сказочным материалом, автор делает далеко идущие выводы о гипотетической прародине финно-угров на Северном Кавказе. Тем не менее, Общество изучения Коми края, первым председателем правления которого он состоял, успешно функционировало и в последующие годы. В первую очередь, заслугу в этом можно видеть в деятельности одного из соучредителей общества А.С. Сидорова, ставшего впоследствии видным коми учёным. Алексей Семёнович Сидоров родился в 1892 г. в семье крестьянина-середняка. В 1911 г. он после окончания Тотемской учительской семинарии приступил к работе учителем в начальной сельской школе,а в 1915 г. поступил в Вологодский учительский институт с целью продолжить своё образование. Успешно окончив институт, А.С. Сидоров стал работать преподавателем в открытой в 1918 г. в с. Усть-Вымь коми национальной учительской семинарии. Одновременно с преподавательской работой он начал активное изучение коми языка, фольклора и традиционной культуры. В 1921 г. А.С. Сидоров возглавил открытый в Усть-Сысольске Педагогический институт народного образования. В этот период становления коми гуманитарной исследовательской школы особый интерес у него вызывали проблемы коми этнографии и археологии. Помимо чтения лекций по краеведческим дисциплинам он организовал краеведческий кружок, редактировал краеведческий отдел журнала "Коми му". Как руководитель этнографической секции Общества изучения Коми края А.С. Сидоров уделял большое внимание сбору фактического материала по народной культуре коми и его анализу, составил специальные этнографические вопросники для полевой работы студентов. В журнале "Коми му" появились первые научные работы молодого учёного. Из них необходимо особо отметить статьи "Следы тотемистических представлений в мировоззрении коми" (1924) и "Пережитки культа промысловых животных у охотников коми" (1926). В 1926 г. А.С. Сидоров выехал в научную командировку в Ленинград для специализации в области лингвистики, археологии и этнографии. За этот и последующий год он обобщил материалы долговременных этнографических сборов, написал объёмную статью о погребальных обрядах и обычаях у коми (хранится в архиве РАН) и подготовил к печати книгу о традиционных верованиях коми. В 1928 г. книга А.С. Сидорова "Знахарство, колдовство и порча у народа коми" вышла в свет. Сам автор, критически оценивая свою работу, написал в предисловии к ней, что "... данная работа имеет характер не столько строго методологического исследования, сколько краеведческого описания. Общие положения, встречающиеся в работе, приведены более для освещения фактического материала, чем в качестве непосредственных выводов из него." Действительно, книга А.С. Сидорова чрезвычайно насыщена детальными описаниями конкретных проявлений суеверных представлений у коми. Материал этот чрезвычайно ценный и во многом уникальный, что свидетельствует о высоком профессионализме А.С. Сидорова как собирателя этнографической информации. Подробно описаны бытовые суеверия и народные приметы, даны толкования снов, рассмотрены представления о порче и её исправлении, всевозможные атрибуты колдовства и конкретные действия, связанные с колдовской деятельностью. Значительное место в книге уделено рассмотрению представлений о распространённом в прошлом у северных народов специфическом нервном заболевании, так называемом кликушестве. У коми оно носило наименование шева и связывалось с представлениями о вредоносной магии, порче. Подробно, на конкретных примерах рассматривал А.С. Сидоров и суеверия, бытовавшие в промысловой среде. В 20-е годы получил профессиональную подготовку и другой коми этнограф — Г.А. Старцев. В опубликованных им работах сведений о духовной культуре народа коми содержится немного, но как свидетельствует его рукопись "Зыряне", хранящаяся в Коми республиканском государственном архиве, Г.А. Старцев активно собирал материалы и по народным верованиям. Было им записано и несколько оригинальных коми мифов. Из работ других авторов значительный материал о народных верованиях содержит статья П.Г. Доронина, "Пережитки старины в быте крестьян Прокопьевской волости Усть-Вымского уезда", которую он написал под руководством А.С. Сидорова, обучаясь в педтехникуме. В дальнейшем П.Г. Доронин занимался преимущественно историей народа коми, литературоведением, стал известным писателем, но как свидетельствует его фонд, хранящийся в архиве Коми научного центра, всю жизнь сохранял интерес к традиционной культуре своего народа. В написанных им, но не опубликованных научных трудах о ранних этапах истории коми значительное место уделено реконструкции традиционного народного мировоззрения. Им был проанализирован обширный круг письменных источников о языческих верованиях коми, записаны тексты многих оритинальных легенд и преданий, в том числе, текст самого подробного из всех известных коми космогонических мифов О ныряющей птице (См. Приложение). Чрезвычайно ценный и интересный материал содержится в статье известного венгерского филолога Д.Р. Фокош-Фукса "Beitrage zur Kenntnis des Volksglaubens der Syrjanen", опубликованной им в 1924 г. Опираясь на собственные фольклорные материалы, собранные им во время экспедиций в Коми край в 1911 и 1913 гг., а главным образом на сведения, полученные от коми военнопленных в 1-ю мировую войну, автор даёт обширный фактический материал о мифологии народа коми. Какого-либо теоретического анализа верований коми в статье не производится, в ней просто пересказывается содержание большого количества космогонических и этиологических мифов, быличек о водяном (васа) и лешем (вöрса), даются краткие сведения и о других духах. Полные тексты фольклорных записей Д.Р. Фокош-Фукса на коми и немецком языках были опубликованы лишь в 1951 г. В 1959 г. вышел в свет и собранный им коми-зырянский словарь (Fokos-Fuchs 1959). На рубеже 20-30-х годов этнографическая наука в СССР вступила в наиболее сложный из своих периодов. Под лозунгом борьбы с "национализмом" и"идеализацией старины", якобы присущих этнографии, она была отнесена к неактуальным, ненужным и даже вредным научным направлениям. Повсюду на местах в это время свёртывались этнографические исследования, закрывались краеведческие общества и их издания. Аналогичная картина наблюдалась и в Коми крае: в конце 30-х гг. за былые "грехи" пришлось страдать и самим исследователям. Были арестованы все коми этнографы, как старшего, так и младшего поколения. В.П. Налимов и Г.А. Старцев бесследно иссчезли в недрах ГУЛАГа. А.С. Сидоров, отбыв в сентябре 1940 г. более чем скромный по тем временам срок в три года, вышел на свободу, вернулся на родину и до конца своей жизни (умер он в 1953 г.) занимался исключительно лингвистическими исследованиями. Хотя после 1928 г. им не было опубликовано ни одной этнографической работы, А.С. Сидоров и на склоне своих лет не утратил интереса к традиционной культуре своего народа. В архиве Коми научного центра хранятся две рукописи А.С. Сидорова, датированные 1950 г., под названиями "Семантика изображений пермского звериного стиля" и "Идеология древнего населения коми". Последняя работа была опубликована в 1972 г. в сборнике, посвящённом 80-ти летию учёного. В этих работах А.С. Сидоров, широко используя материалы своих полевых сборов 20-х гг., даёт заслуживающую интереса интерпретацию семантики древнепермского культового литья. Таким образом, в 30-е гг. практически уже сложившаяся коми этнографическая школа была полностью разгромлена. Иначе обстояло дело с коми-пермяцкой этнографией. В послереволюционный период профессиональные этнографы и фольклористы утратили какой-либо интерес к изучению традиционной культуры пермяков. Краеведческая работа на местах велась слабо даже в благоприятные для неё 20-е гг. Энографические исследования среди народов коми возобновились лишь в послевоенные годы, по инициативе центра. В 1945-1952 гг. у них собирала полевой материал по самой широкой тематике видный советский этнограф В.Н. Белицер. Впоследствии этот материал был обобщён в фундаментальной монографии "Этнография народов коми", вышедшей в свет в 1958 г. К сожалению, духовная культура рассмотрена в ней намного менее подробно, чем материальная. Первые квалифицированные этнографы в Коми филиале АН СССР (сейчас Коми научный центр) появились в 1953 г. С приходом в него после окончания аспирантуры впоследствии известных этнографов Л.Н. Жеребцова и Л.П. Лашука этнографическая школа в Сыктывкаре возродилась. В 60-е гг. ряды коми этнографов пополнили Ю.В. Гагарин и Л.С. Грибова. В опубликованных ими многочисленных статьях и книгах по самой различной тематике содержится ряд ценных сведений и по духовной культуре народа коми. Большое количество фактического материала содержат, хранящиеся в архиве Коми НЦ отчёты сб экспедициях, в ходе которых были обследованы все районы проживания коми. В то же время необходимо отметить, что отдельных работ, посвящённых анализу традиционного мировоззрения, верований и обрядов коми вплоть до середины 70-х гг. опубликовано практически не было. Редкое исключение представляют собой статьи А.С. Сидорова, о которой уже шла речь выше, и Л.С. Грибовой (1972) о пермском зверином стиле, а также статья фольклориста Ф.В. Плесовского "Космогонические мифы коми и удмуртов", весьма слабая в теоретическом отношении. Эти же претензии относятся к его книге "Свадьба народа коми" (Плесовский 1968), основную ценность которой составляет огромный фактический материал, представляющий собой прежде всего сборы А.С. Сидорова и его учеников в 20-е гг. В 1975 г. вышла в свет монография Л.С. Грибовой "Пермский звериный стиль: Проблемы семантики." Это было первое крупное научное исследование, посвящённое реконструкции традиционного мировоззрения коми, опубликованное за срок почти в полстолетия, прошедший со времени издания книги А.С. Сидорова. Предлагаемая автором тотемистическая концепция семантики древнего культового литья пермских народов вызвала у этнологов ряд серьёзных замечаний. В то же время, книга стала безусловным событием в финно-угроведении. Л.С. Грибова отобрала из опубликованных и архивных источников, а также собрала лично очень интересный и ценный материал по мифологии и языческим верованиям народов коми. Вызывает интерес прослеживаемая автором взаимосвязь народных представлений о Чуди ("досельном населении Коми края") и пережитками культа предков.В последующие годы изучение традиционной духовной культуры народа коми резко активизировалось, и к настоящему времени уже удалось ликвидировать значительное количество пробелов в её изучении. На современном научном уровне исследованы семейные обряды (Ильина 1983, Семёнов 1991, он же 1996, Терюков 1979-а, он же 1983, он же 1984, он же 1990). Во многом были уточнены традиционные представления о душе (Рочев 1985, Терюков 1979-б). Систематизированы сведения о календарных праздниках и сбрядах (Дукарт 1975, она же 1978, Конаков 1993, Несанелис 1993, Шарапов 1995). Расшифрованы изображения древних календарей, найденных на этнической территории народов коми, и на их основе проанализирована календарная символика языческого населения Урала (Конаков 1987, он же 1990). Написаны цикл статей и обобщающая монография о народной медицине коми, причём, наряду с изучением рациональных врачевательных навыков, была оценена и роль образа самого врачевателя-знахаря, а также используемых им магических средств воздействия на пациента (Ильина 1986, она же 1992, она же 1993, она же 1995, она же 1997). Этносемиотический анализ традиционных форм досуга показал, что многие детские игры у коми сохраняли глубокую языческую символику, отражающую былое восприятие окружающего мира (Несанелис 1989, он же 1990, он же 1992, он же 1994). Попыткой системного изучения представлений народов коми о потустороннем мире является успешно защищённая кандидатская диссертация П.Ф. Лимерова, в которой он выясняет статус концепции загробного существования в формировании и развитии мифологических образов (1996). О.И. Уляшевым проведено исследование цветовой символики у народа коми. Одной из последних обобщающих работ по традиционному мировоззрению народов коми является монография "Традиционное мировоззрение народов коми: Окружающий мир. Пространство и время,"в которой рассматриваются традиционные представления народов коми об окружающем мире, его происхождении, взаимоотношении человека, общества и окружающей среды (Конаков 1996). За послевоенные десятилетия был собран обширный и разносторонний материал по коми фольклору, исследованы его основные жанры, в том числе, представляющие интерес для реконструкции традиционного мировоззрения. Так, А.К. Микушев в монографии "Эпические формы коми фольклора" (1973) проанализировал как ранние, так и поздние формы, присущие коми эпосу, определил влияние на него фольклора соседних народов. Были изучены такие специфические малые жанры как заговоры (Ветошкина 1982) и приметы (Кудряшова 1988). В 1-м томе "Истории коми литературы" (1979) Ф.В. Плесовский попытался выявить мифологическую подоплеку коми волшебных сказок и специфичность коми преданий о колдунах. Большое внимание уделялось и отдельным конкретным сюжетам и персонажам коми фольклора: предания о чуди (Рочев 1985), легенды о Стефане Пермском (Уляшев 1997), былички о лешем (Кудряшова 1979), о водяном чудовище, глотающем людей и скот (глот) (Плосков 1982) и др. Значительное количество фольклорных текстов было опубликовано в виде сборников. Наиболее ценный материал содержит книга "Коми легенды и предания" (Рочев 1984). Ряд ценных сведений содержат и другие фольклорно-лингвистические сборники: "Коми эпические песни и баллады" (Микушев 1969), "Образцы коми-зырянской речи" (Жилина, Сорвачёва 1971), "Коми народные песни" (Микушев, Чисталёв 1966, они же 1968, Микушев, Чисталёв, Рочев 1971), "Коми народные приметы" (Кудряшова 1993), а также опубликованные в1978 г. коми-зырянские тексты, собранные из разных источников венгерским лингвистом К. Редеи "Zyrian folklore texts". Со средины 80-х гг. началась публикация коми-зырянских и коми-пермяцких фольклорных записей финского учёного Т.Е. Уотила, произведённых им со слов коми военнопленных 2-й мировой войны (Uotila 1985, idem 1986, idem 1989, idem 1995), в которых помимо фольклора приводится и значительное количество бытовых рассказов. Трациционная культура коми-пермяков, исключая уделённое ей место в монографиях В.Н. Белицер (1958) и Л.С. Грибовой (1975), и в послевоенные годы серьёзного внимания профессиональных этнографов не привлекла. Собственной этнографической школы у коми-пермяков нет до сих пор. В то же время, необходимо отметить, что именно в эти годы особенно активно вёлся сбор фольклорного материала. Достаточно подробно был исследован цикл легенд о Кудым-Оше и Пере (Гусев 1956, Ожегова 1971). Интересный и ценный фактический материал: мифы, легенды, предания, былички содержат опубликованные фольклорные сборники, в особенности, такие издания как "Солнце и месяц" (Ожегова 1989), "Оласö да выласö" (Климов 1990), "Кытчö тiйö мунатö?" (Климов 1991). Накопленный к настоящему времени опыт исследования традиционного мировоззрения народов коми и известный круг источников по данной проблеме позволяют поставить вопрос о воссоздании единой картины мифопоэтического восприятия окружающего мира, несмотря на всю сложность данной задачи. Первой такой попыткой и является настоящее издание. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |