ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Космогонические мифы


 
 

Среди достаточно большого количества версий о сотворении мира, известных народам коми, доминировали дуалистические мифы о созидательной деятельности двух богов-демиургов — Ена и Омöля (у к.-п. Куля). Мир до его сотворения (первобытный хаос) наиболее часто представлен как безбрежная водная стихия, по поверхности которой плавают боги-творцы в орнитоморфном облике, Ен — лебедя или утки и Омöль (Куль) — гагары. Землю (песчинки или ил) со дна водной пучины достает гагара. В других вариациях со дна "моря-океана" достаются яйца, уроненные в воду матерью-уткой. Достают их высиженные ею под крыльями два брата-утёнка либо опять же гагара. Преобладает орнитоморфный облик демиургов и в тех мифах, где первичный хаос обозначен иначе. Так, согласно одному из них, первоначально в мире были только "мрак и туман", однажды там встретились два голубя, назвались товарищами и достали со дна мрака землю. По другой версии, мир некогда представлял собой огромное болото, из которого однажды вылезли две лягушки (Ен и Омöль), но землю добыли не они, а голубь Ена, которому мешал ворон — птица Омöля. В к.-п. мифологии в ряде текстов хаос характеризуется как облако, или же просто указывается, что в мире не было ничего; демиург предстаёт в единственной ипостаси, а мир создаётся спонтанно, а не благодаря целеустремлённой деятельности творца. В одном из к.-п. космогонических мифов демиург отсутствует вообще — ветер принёс откуда-то пыль и мусор, бросил в воду, и из них образовалась земля.

Практически во всех космогонических версиях земля обладала способностью к самопроизвольному росту, вначале она разрасталась до размеров небольшого острова, а лишь затем, постепенно, приобретала свои истинные размеры. Демиурги в этом процессе не участвовали. Также без их участия земля сама по себе покрывалась лесом и травой. Земной рельеф тоже создавался не по воле демиургов. Ен создал камни, но они обрели способность к росту и тянулись к небу до тех пор, пока Ен не остановил их рост — так появились горы; реки возникли на месте троп, по которым ходил мамонт. Или же на плоскую ещё землю пришёл огромный медведь и всю её расцарапал, после чего и появились болота и горы.

После появления земли космогоническая деятельность демиургов заключалась в сотворении небесных светил: Ен создал солнце, а Омöль — луну. По одной версии, светила были сотворены практически одновременно в самом начале акта творения, по другой, Омöль создал луну, когда на земле уже жили люди, у них стал вымерзать хлеб, и тогда Ен сотворил солнце. По третьей версии, вначале было создано солнце, а луна образовалась из его половинки, оторванной Ом öлем. Вначале светила находились рядом, в центре неба; затем они были без участия демиургов разведены в разные стороны, после чего установился их суточный ход по небосклону. В к.-з. мифе это произошло после того, как солнце и луна, сестра и брат, играя в прятки, потеряли друг друга и с тех пор безуспешно гоняются друг за другом. У к.-п. считалось, что это произошло по воле могучего земного колдуна, желающего разъеденить помещённых им на светила влюблённых. Годовой ход солнца, по к.-п. мифу, был установлен благодаря солнцеборческой деятельности земного богатыря-первочеловека Перы. Завершилось сотворение мира сооружением Еном неба, на которое он после победы над Омöлем (Кулем) в борьбе за космический верх удалился жить, больше не вмешиваясь в земные дела. Омöль (Куль) удалился жить под землю, по одной версии добровольно, по другой, — помещён туда Еном, заманившим его обманом в глиняный горшок. После чего создание трёхмерной по вертикали: мир верхний, мир средний и мир нижний структуры космоса было завершено.

Вверх
   Космогонические мифы
   Этиологические мифы
   Антроп. и этногон. мифы
   Соционормативная мифология
   Экологические принципы
   Образы низшей мифологии
   Предания и легенды о чуди
   Мифологическая структура мира
   Представления о душе и смерти
   Пережитки древних культов
   Мифология и обрядность
   Христианские образы
   Заимствованные сюжеты
   Колдовской эпос
   Мифологический образ колдуна
   Лечебная магия
   Традиционные детские игры
   Мифология и искусство

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.