|
Э., возможно, относится к прафинноугорскому времени, встречается в финно-угорских языках как термин для обозначения цветных металлов. В фольклоре и представлениях к.-з. и к.-п. Э., как правило, приравнивается к золоту, характеризуется белым цветом. Э. пи "серебряный сынок" — традиционное обращение к мальчику; сказочный богатырь, покидая беременную жену, просит дать младенцу, если родится мальчик, Э. перна "серебряный крестик", если девочка, — зарни чунькытш "золотое колечко". В мифологии, сказках, обрядовых текстах к.-з. и к.-п. присутствует устойчивое выражение Э. тöлысь "серебряный Месяц". Э. связан со слухом так же, как золото — со зрением: в похоронных причитаниях характерным эпитетом покойника является Э. кытша пеля "с ухом как серебряное кольцо". Вероятно, в связи с тем, что Э. — атрибут ночного светила, в некоторых мифологических сюжетах золото и Э. противопоставляются как принадлежности Ена и нечистого. Так, в одном из сюжетов, Микола-угодник, посланный Еном, помогает девушке превратить часть соломы в золото, а чёрт другую часть превращает в Э.. Однако, чаще Э. символизирует богатство, красоту, чистоту, и так же, как золото является атрибутом волшебных предметов и животных в сказках. (См. Зарни.). Лит.: Лыткин, Гуляев 1970, Уляшев, Уляшев 1997, Fokos-Fuhs 1956, ПМА. О.И. Уляшев | |