Яг Йивса |
В мифологических легендах о Я.й. доминирует сюжет о его ссоре с другим удорским колдуном Сьöла-пöласа ("из урочища Сьöла-пöла"). Будучи равными по силе, каждый из них обещал отомстить другому после своей смерти. Первым умер Сьöла-пöласа и в первую же ночь явился к Я.й.. Я.й. ожидал этого визита и, готовясь к нему, крепко запер все двери, а сам с сыном залез на печь. Мертвый колдун прогрыз двери, проник в дом и потребовал себе на угощение сердце Я.й., но тот предложил ему сначала согреться горячим кирпичом, который он вынул из устья печи. Пока Сьöла-пöласа был занят кирпичом, Я.й. с сыном выбрались из дома и, идя задом наперед, отправились в близлежащую деревню (колдуны жили уединенно, один на мысу Яг йив, другой в урочище Сьöла-пöла, находящихся по разные стороны р. Вашка. Бросившийся в погоню оживший мертвец был введен в заблуждение направлением следов и раз за разом возвращался в пустую избу, пока с первыми петухами его не покинула колдовская сила. По другой версии, колдуны жили в починках, по названиям которых и именовались. У Я.й. была жена и двое маленьких детей. Ожидая умершего недруга, Я.й. отправил жену к соседям, а сам завернул детей в одеяла и остался дома. Когда явился оживший мертвец и велел Я.й. положить на стол его печень и сердце, тот предложил Сьöла-пöласа сначала перекусить кирпичом, вынутым из устья печи, а сам взял незаметно своих детей и убежал. Сюжет об оживших колдунах, которые становятся смертельно опасными не только своим недругам, но и друзьям, и даже близким, весьма популярен в к.-з. "колдовском эпосе". Лит.: Рочев 1984, Сидоров 1928. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |