ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Дуль


 
 

слюна

Согласно некоторым мифам, Омöль возник из плевка Ена в свою тень или в Первозданный Океан. Первого человека Омöль осквернил, покрыв слюной и соплями, с этим же связывают происхождение скверны (к. пеж) из полового органа женщины, появившегося от его плевка. Наряду с прочими физиологическими выделениями, которые ещё принадлежат человеку и уже не являются частью тела, Д. в представлениях к. наделяется магическими характеристиками, поскольку через выделения организм очищается от болезней, скверны, поэтому они считаются носителями пеж. Вероятно, с этим связаны многочисленные запреты и поверья, имеющие отношение к Д.. Так, у к. запрещено плевать на огонь, в воду, в человека, т.к. огонь может обидеться, вода становится пеж, а человек покрывается коростой или чиръями. На Удоре дети в ответ на плевок в их сторону говорят: "Меным — люа, тэныд — парч" "Мне слюну, тебе — коросту", на Верхней Вычегде плюющегося предупреждают: "Эн сьöлась, лöмöссян" "Не плюйся, коростой покроешься", или: "Меным — Д., тэныд — мыль" "Мне — слюну, тебе — чирей".

В то же время, чтобы избавиться от скверны, порчи, болезни или не заразиться ими, следует плевать в сторону источника таковых. При виде падали к.-з. плюют и говорят: "Тьпу, тьпу, тьпу! Не висьöм, не кулöм, не лудöм!" "Тьфу, тьфу, тьфу! Ни болезни, ни смерти, ни чесотки!" Если звенит в левом ухе, значит, кто-то поминает недобрым словом или проклинает, при этом к.-з. трижды плюют через левое плечо и произносят: "Сир пинь горшад, ёсь пурт сьöлöмад, шома ёкыш сiтанад" "Щучий зуб в горло, острый нож в сердце, прокисший окунь в задницу". В лечебной и обрядовой магии плевки и дутьё широко используются наряду с заговорами. Лечебными свойствами, на взгляд к., обладает слюна собаки (в отличие от нечистой кошачьей слюны).

Д. упоминается в сказках как волшебный заместитель человека в мотиве ухода от погони: из четырёх углов четырежды или с лица куклы, на котором слюной обозначены глаза и рот, Д. трижды отвечает за хозяина (хозяйку).

Лит.: Калевала 1978, Налимов 1925, Сидоров 1950, ПМА, ПМ ПЛ.

О.И. Уляшев

Вверх
       Дане Епрöм
       Дань юр дон
       Дарук Паш
       Дзебöм
       Дзидзи
       Дзодзув
       Дзуздя
       Дорччысь
       Дöра
       Дуль

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.