Зуд |
Наделение сакральными свойствами режущих и колющих орудий из железа (в особенности, топора, серпа, ножа) зафиксировано у многих народов. Поскольку железные режущие оружия нуждаются в заточке, отношение к необходимому для этой цели З. было аналогичным. По поверьям к.-з., лесного духа в виде вихря или смерча можно было укротить простой магической фразой: "Где же З.-то?!", поскольку он якобы очень боится З.. При излечении детей от "порчи" знахари обливали их "заговорной" водой через решето. Для усиления очистительных свойств воды в решето клали соль, нож или серп и З.. У печорских к.-з. точильный камень упоминался в свадебном сговоре. Отец невесты спрашивал у жениха: "З. сетан он?" "З. дашь ли?" и, получив утвердительный ответ, открывал дверь, выпуская невесту. Архаическое выражение З. дзебны "спрятать З.", которое означает "умереть", указывает, что в прошлом у коми роль точильного бруска как оберега от потусторонних сил была намного выше, и он выступал даже в качестве магического средства от взаимосоприкосновения мертвого и живого мира. Высокая сакральная значимость З. подчеркивается в к.-з. и к.-п. фольклоре. Так, в сказках девочка, спасаясь бегством от злой Ёмы, бросает З., из которого вырастают высокие горы. В кумулятивных сказках З. обязательно стоит либо в начале, либо в конце образовавшейся цепочки последовательности действий. Например, улитка не хочет бежать, ей угрожают веревкой, но та тоже отказывается душить улитку. Дальше цепочка угроз строится в такой последовательности: мышка-кошка-дым-огонь-вода-бык-топор-З.. Последний угрожает топору затупить его, тот — убить быка, и цепочка разматывается в обратную сторону. Имеются и несказочные кумулятивные фольклорные тексты, в которых З. также предстает как ведущий элемент в образовавшейся логической цепочке. Так, в одном из них детям разъясняется, что З. нужен для того, чтобы точить косу, коса — косить траву, трава — кормить корову, корова — давать молоко, молоко — кормить детей, дети — приносить дрова, дрова — топить печь, печь — для выпечки хлеба. Особое отношение к точильному бруску отмечено и у других уральских народов. Например, у ненцев брусок клали, ложась спать, у входа снаружи, а изнутри — топор, чтобы ночью не пришел покойник, который не мог перешагнуть через эти предметы. Ханты, не успевая снять шкуру до наступления темноты, укладывали медведя животом вниз, втыкали перед его мордой топор, а на голову клали точильный брусок. Считалось, что брусок сильнее топора, потому что точит его, и с ним медведь встать не сможет. У манси разогретый точильный брусок клали на место, где находился гроб после его выноса из дома. В то же время его запрещалось класть в могилу. Археологические и этнографические данные по другим народам мира свидетельствуют, что сакрализация абразивов была явлением универсальным и, по всей видимости, конвергентным. Лит.: Конаков 1985; Семенов 1986; Сидоров 1928. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |