ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Зарни


 
 

золото

Как у многих народов, З. в представлениях к. прежде всего связывалось с дневным светилом, которое в народной поэзии традиционно называется З. шондi "золотое солнце". Солнце — источник жизни, тепла, света, что определяло значение золота, как метафоры, определяющей идеал красоты, величия, добра, царственности. Поскольку солнце часто называется лун син "дневной глаз", золото связывалось со зрячестью, зрением, отсюда — с мудростью и проницательностью. З., объединяющее цветовые характеристики солнца, драгоценного металла и колоса, символизирует также богатство, достаток.

Осмысление богатства (З.), как искушения, отразилось в быличках о нечистых и заговоренных кладах, сказках о нечистом и т.д. В основном подобные сюжеты встречаются у к.-п., но и в к.-з. сказках достаточно часто З. добывается, выигрывается, зарабатывается, отнимается героем у нечистого (водяного, лесного старика, чёрта, беса ...).

Солнце и Месяц — традиционная метафора брачной пары (жениха с невестой, мужа и жены) — связаны с образами золотого и серебрянного колец. У к.-з. и к.-п. З., в отличие от серебра, считается женским металлом. З. чунькытш "золотое кольцо" в обрядовой и лирической поэзии достаточно жёстко связывается с образом невесты, с замужеством, в сказках — с образами невесты, матери, дочери богатыря. Во многих сюжетах царевна одаривает героя кольцом в знак будущей женитьбы; мать даёт герою кольцо для будущей невесты и т.д. Ср. обмен кольцами у к. до свадьбы или при рукобитьи. Сказочный (эпический) герой, оставляя дома беременную жену, даёт ей золотое кольцо (если родится дочь) и серебряный крестик (если родится сын). З. ныв "золотая девочка" — наиболее популярное ласкательное обращение к девочке у к.-з.

Любопытным представляется образ "ржавеющего золота" в фольклоре коми. В эпосе ржавеющее золотое кольцо, оставленное дома, тождественное сказочному ржавеющему ножу втыкаемому в матицу сказочным героем перед дорогой, является знаком смерти героя. (См. Педöр Кирон). В сказках анекдотического характера, заржавевшее кольцо уличает одного из неверных супругов.

В похоронной причети З. вичко юр "золотая церковная маковка", вичковыв зöлöтитöм крест "нацерковный золочёный крест", З. лун сьöмöс шондi "золотое полуденное солнце", З.-öн гартöм сись "золотом увитая свеча" — традиционные метафоры по отношению к покойнику. В песенном фольклоре к.-з. З. юрси "золотые волосы", З. кöса "золотая коса", к.-п. З. чикись "золотая коса" олицетворяют красоту девушки.

В волшебных сказках З., как правило, наряду с серебром атрибутирует волшебные предметы (золотое яблоко — серебряное блюдечко, серебряный платок с золотой каймой, золотая дудка, мельница); волшебных животных (золотые рога, золотая грива — серебряный хвост, щетинка); чудесных детей (золотые руки — серебряные ноги, золотые макушки — серебряные пятки и т.д.) или ступень пути основного персонажа (золотой дворец, коновязь, берёза, золотая одежда героя и т.д.)

В воззрениях к. З. традиционно противопоставляется железу, как власть богатства (силы творчества) власти грубой силы.

Лит.: Лыткин, Гуляев 1970, Микушев 1987, Рочев 1984, Рочев 1991, Уляшев 1993, Уляшев 1994, Уляшев, Уляшев 1997, Fokos-Fuhs 1951, ПМА.

О.И. Уляшев

Вверх
       Зарань
       Зарни
       Зарни ань
       Зуд
       Зук

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.