ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Йöла


 
 

эхо

Согласно к.-п. преданиям о Зарань и Пере, Й. — творение Пармы, приуральской тайги. Когда Зарань, дочь Солнца, собралась со своими детьми вернуться на небо, мать-Парма, вскормившая детей Перы и Зарань, обиделась на неё и создала Й.. Й. исказила крики детей и призывы Зарань, в результате чего они не нашли в Парме друг друга, и дочери Солнца пришлось оставить детей на Земле.

По представлениям к., Й. характерно только для "этого" мира. По отсутствию Й., так же как по отсутствию тени, можно узнать представителя иного мира. (См. Вуджöр). Так, к.-з. считают, что лай собак лешего не сопровождается звуками Й..

В похоронных причитаниях мир мёртвых, откуда "ни золоторесничными глазами не увидишь, ни серебряноколечными ушами не услышишь", в редких вариантах описывается как место "Кытчи тöвру оз инмывлы, кытчи Й. оз сибавлы." — "Которого ветерок не касается, которого эхо не достигает." Ср. с тем, что заложных покойников хоронили в месте, до которого не долетают звуки церковного колокола: жыннян гор "колокольный звук", жыннян шы "колокольный звук", жыннян Й. "колокольное эхо" (см. Дзебöм.)

Лит.: Ожегова 1989, Сидоров 1928, Wichmann 1916.

О.И. Уляшев

Вверх
       Йи кылалöм
       Йиркап
       Йöла
       Йöн педкöдöм
       Йöра

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.