Йöра |
Согласно этиологическим мифам к.-з., Й. был создан Омöлем, но Ен видоизменил его, добавив особую кость, имеющую сужение на одном конце и расширение на другом, после чего все Й. стали считаться творениями Ена. Й. — символ мужской силы и выносливости. На нём ездит фольклорный герой Кудым-Ош. Охота на Й. считалась более опасной, чем на медведя: "Идёшь на медведя — готовь постель, идёшь на лося — готовь могилу и гроб". Отношение к этим двум крупнейшим представителям животного мира было во многом адекватным. Так, существовало убеждение, что убитый медведь мог ожить, пока у него не вырваны когти и не выбиты зубы, а убитый Й. — пока у него не перебиты голени. Удачливым охотникам как на медведя, так и на Й. приписывали безусловное благоволение лесных духов-хозяев, с которыми они находились в тесной связи благодаря своим колдовским способностям. На большое экономическое значение в прошлом охоты на Й., особенно весеннего промысла гоном по насту, когда массовая добыча Й. обеспечивала запасы мяса на весенне-летний период, указывает к.-з. пословица: "Сегодня сыты, а завтра, может Й. во двор придёт", что является реминисценцией на известный вв. и уд. сюжет о жертвоприношении лося или оленя, приходившего раньше к часовне (церкви) в Богородицын день. До настоящего времени сохраняется традиция помещать изображение головы Й. с рогами (обычно настоящими) на охлупне дома. На средневековом промысловом календаре, найденном в бассейне р. Вычегда, фигурка самки Й. с помещённым под ней солярным знаком открывает осенне-зимний период. Лит.: Даль IV. 1982, Жилина, Сорвачёва 1971, Конаков 1990, Сидоров 1928, Fuchs 1924. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |