ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Нюр


 
 

болото

В космогонических мифах многих народов Севера и Сибири Н. представлено в ряду символов, маркирующих изначальный хаос. Аналогичные представления нашли отражение и в космогонических мифах народов коми: "земли и неба не было, а было Н. и на нем кочки...". Н. выступает зримой метафорой изначальной нерасчлененности воды и земли, так же как мифологический "мрак" символизирует изначальную нерасчлененность света и тьмы, а "туман" — воды и воздуха. В фольклоре к.-з. одной из зооморфных ипостасей демиургов выступают две лягушки: "Однажды...вылезают из болота две лягушки, очень похожие друг на друга". Связанная с Н. тема зарождения жизни, вероятно, косвенно представлена и в круге значений к.-з. слова, обозначающего неперсонифицированный первоэлемент коми космогонии — ваняйт "болотная тина, ил", которое включает в себя два слова ва "вода" и няйт "1. грязь, 2. послед".

В отличие от леса, который в фольклоре коми рассматривается как территория лишь пограничная с иным миром, Н. выступает зримой метафорой иного пространства-времени, где для живого человека не только нет твердой почвы под ногами, но и время изменяет свой ход — считается, что нельзя долго оставаться на болоте, иначе в голову ударит запах болотных трав и перестанешь замечать как идет время.

Для сказок и быличек к.-з. и к.-п. типичным является мотив нахождения унесенных нечистой силой, или пропавших без вести, на территории Н. Как правило, их находят полностью обнаженными или в изодранной одежде, а общее их состояние характеризуется словами "ни живые и ни мертвые" (т.е. на грани бытия и небытия). У к.-з. и к.-п. Н. считается местом обитания душ заложных покойников. Неожиданный выход на поверхность болотных газов, а также случаи наблюдения на Н. лöз би "синего огня", традиционно рассматриваются как признаки появления нечистой силы. В представлениях к.-з. о душе холодный синий огонь фигурирует как следы, оставляемые ортом человека. Отметим, что у к.-з. старообрядцев бегунского толка существовала традиция тайного захоронения усопших на болотах без какого-либо обозначения места погребения. У современных керчемских к.-з. зафиксирована традиция установления на тропе ведущей к Н. обетных крестов в память о без вести пропавших на этом Н. В данном случае обетный крест, вероятно, выступает и оберегом.

У к.-з. считается, что на Н. ни в коем случае ничего нельзя оставлять из личных вещей и одежды — "иначе Н. тебя не отпустит и ты не сможешь вернуться домой". У современных удорских к.-з. записана быличка о том, как спасатели пытались вывезти с Н. останки охотника, задранного его сороковым по счету медведем. Когда тело погибшего погрузили в вертолет и пытались взлететь, летчики не смогли поднять машину в воздух. Так продолжалось несколько раз, пока один из местных лесников не сказал: "Это Н. нас не отпускает — наверно мы что-то забыли". И действительно, вернувшись на Н. спасатели увидели на месте гибели промысловика клочки его окровавленной одежды и волос.

В народной медицине многих финно-угорских народов, в том числе к.-з. и к.-п. особыми целительными и магическими силами наделяются травы, ягоды и цветы собранные в определенное время непосредственно на Н., либо прилегающих к ним территориях. Реальное галлюциногенное воздействие болотной флоры, нередко, осмысляется в народной традиции как действие со стороны сил, обитающих в ином мире или на границе с иным миром. В тоже время в текстах традиционных для к.-з. и к.-п. заговоров часто встречаются формулировки, отсылающие болезнь и порчу "обратно на Н." Представления о Н. как ином пространстве-времени (ином мире, прошлом или будущем) наглядно представлены в поверьях к.-з. и к.-п. о том, что именно на Н. можно легко узнать о своём будущем. Для этого надо найти на Н. такие мостки, которые не ведут на другую сторону Н., а заканчиваются на его середине. Предписывалось встать на середине таких мостков и обратиться к кукушке со словами: "Кöкö чойö, тунъясь-вöтась — кымын во ола" "Кукушка-сестрица, нагадай-покажи во сне — сколько лет проживу".

В традиционном мировоззрении к.-з. и к.-п. территория Н. всегда находится в оппозиции к жилому, освоенному пространству. Путь по Н. и в фольклорных текстах и в быту всегда рассматривается как опасное для человека путешествие, предполагающее возможную встречу с обитателями иного мира.

Лит.: Конаков 1997; Налимов 1908; Попов 1938; ПМА.

В.Э. Шарапов

Вверх
       Нагай-лэбач
       Нёль синма пон
       Ним кыв
       Нимтöм теля-кöр
       Ньыв
       Ныв сюр чегöм
       Ныртöм
       Нюр
       Нюр чуд
       Нянь

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.