ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Нянь


 
 

хлеб

Н. один из основных продуктов питания, обладающий высоким ритуальным статусом. В мифопоэтической традиции коми Н., представленный в виде чудесного злака, растущего кустами и имеющего колос от земли, является наиболее значимым маркером Золотого века. Первые люди получили Н. от Бога, поэтому он рождался в земле и вырастал самостоятельно. Утрата чудесного хлебопашества сопровождается изменениями структур макро- и микрокосма и знаменует конец Золотого века. Для последующей эпохи характерен злак с одним колосом. В мифологии к.-п. новой традиции хлебопашества обучает культурный герой Кудым-Ош.

Существует представление о том, что злаки произрастают из земли, в которой покоятся предки, так что рост злаков, плодородие полей напрямую зависят от воли умерших. Поэтому сев в первую очередь ассоциируется со смертью зерна, отправлением его в мир умерших. С другой стороны, весенние полевые работы связываются с идеей оплодотворения матери-земли, при этом зерно, соответственно, исполняет роль мужского семени.

Началу посевных работ соответствовало обязательное очищение в бане и одевание чистых одежд. Перед выходом из дома совершали молитву перед образами. рекомендовалось также съесть öбраз вывса нянь "иконный хлеб" — Н., хранившийся с Пасхи за образами, или пасхальное яйцо. В некоторых селениях к посеву приурочивались кровавые жертвоприношения возле церкви. Прежде, чем бросить семена, молились Богу, а затем, повернувшись в сторону кладбища, обращались к умершим с просьбой о хорошем урожае. У ижемцев сев сопровождался пением трудовых песен, имеющих в контексте ритуала, несомненно, продуцирующую направленность.

Соответственно, жатва может ассоциироваться с разрешением от бремени. Рубежность времени созревания-беременности, которое известно как "цветение ржи" обусловливает представление о нем как о наиболее опасном периоде. Неправильные действия со стороны людей могут отрицательно повлиять на состояние плода (колосящихся злаков), поэтому злаки в этот период находятся под покровительством особого мифического существа Пöлöзнича, осуществляющего надзор за соблюдением ритуальных предписаний.

Жатва предварялась кровавыми жертвоприношениями Ильина дня, посвященными умершим. В этот же день мужчины обходили поля и благодарили умерших за урожай, женщины преломляли Н. перед образами и приглашали усопших к угощению. С поминовением умерших связан и обычай оставленного последнего пучка несжатого Н., который к.-п. называли Ен тош "борода бога". Из зерна нового урожая варили ритуальную кашу чомöр, часть которой коллективно съедали на поле, а часть оставляли на меже для усопших.

Выпечка Н. считалась исключительно женским делом. Если мужчине приходилось печь Н., то он обязательно должен был надеть на голову белую шапку, как бы символически меняя свой пол. Выпечка начиналась с Н. ловзьöдöм "оживления Н." Оживлением называется состояние теста, подымающегося в квашне. С этого момента определяются символические связи Н. с телом и жизнью человека. Если Н. поднимается плохо, то это предвещает болезнь для женщины, ставившей квашню. Во время свадьбы и на именинах принято забывать часть приготовленных к посадке в печь Н. сырыми; в этом случае сырой Н. считается знаком будущего счастья. Сырые Н. нельзя считать — они будут принадлежать Омöлю. Если на именинах замужней женщины при посадке Н. в печь в последней партии остался один Н., а не два, то эта женщина вскоре овдовеет. Если вынутый из печи Н. оказывается сырым или подгорелым, то это предвещает несчастье, если же он румян, то и человек будет румян и здоров. Если Н., испеченный на Пасху, будет румян, то и в течение года жизнь всей семьи будет складываться удачно.

Вынутые из печи Н. клали на особую доску Н. пöв и накрывали специальным полотном — Н. дöра. Считалось, что в этот момент Н. умирает. Применение Н. дöра здесь семантически тождественно применению савана. Первый вынутый из печи Н. преломляют, кладут на полку под образами и призывают усопших к угощению. Вынутые из печи караваи нельзя было класть друг на друга, в крайнем случае, если Н. на доске не помещался, приподнимали краешек, объясняя это тем, что "выше хлеба даже хлеб не может быть."

Высокий сакральный статус Н. поддерживается христианской символической соотнесенностью хлеба с "телом Христа", поэтому Н. считается даром Божьим или же самим Богом. Это определяет и повседневное местоположение Н. на краю стола под образами. Считается, что если Н. упадет на пол, то услышат ноги Ена (Бога), если на землю, то — голова. Нельзя, чтобы к упавшему со стола Н. прикасалась кошка, это оскверняет Н. Упавший Н. (даже хлебную крошку) следует поднять, дунуть на него и, поцеловав, положить на стол. По материалам А.С. Сидорова, к Н. приложим эпитет шондiбан, т.е. "лик солнца", что полагается только Богу и самым большим святым.

Как ритуальное блюдо Н. употребляется в календарных обрядах, обрядах жизненного цикла, в строительной обрядности. В праздничные дни выпечка Н. была обязательной, но особой магической силой якобы обладал Н., испеченный в Святки, на Крещение и на Пасху. Накануне Крещения из теста выпекали фигурки различных животных и птиц. Эта выпечка, называвшаяся чибö-чань "жеребенок", подавлась на праздничный стол. Ее также клали в божницу, а после Святок скармливали скоту, с целью обеспечить ему здоровье, положенные же в закрома с зерном, эти фигурки из Н. должны были обеспечить семенам сохранность и плодоносность. На Крещение на святой воде пекли вежа Н. "святой Н." из ржаной муки, который считался лечебным средством для домашнего скота. Пасхальная просфора, как и Н., освященный в церкви на Пасху, хранились в красном углу за образами. Полагалось съесть кусочек такого Н. перед началом сева; на Выми размельченную просфору клали в семена, чтобы увеличить их произрастательную силу.

Н. — обязательный атрибут свадебного обряда. Рукобитье (обручение) закреплялось молением перед образами, на стол, под которыми выставляли короб с Н. На верхней Вычегде во время рукобитья невеста и жених подавали через стол друг другу платки и держали их за углы. Крестная жениха караваем Н. разнимала эти платки. На нижней Вычегде в канун свадьбы на стол выставляли каравай Н. и икону, которыми затем благословляли невесту и жениха. При передаче невесты жениху на Летке отец невесты дарил жениху икону, а мать — каравай Н. При выходе к венцу в с. Вотча отец невесты крестил ее караваем Н., а затем иконой. У к-п. невеста во время венчания должна была держать за пазухой черинянь "рыбник", который затем съедали вместе с женихом. После венчания молодых обязательно встречали Н.-солью, а потом благословляли иконой и караваем Н. При первом посещении родителей молодой, тёща угощала молодого блинами: если невеста потеряла девственность до свадьбы, молодой складывал блин вчетверо, откусывал середину и вешал на гвоздь на стене. Ср. названия готовых изделий, которыми в повседневной речи иносказательно называют женское лоно: Н. тупöсь "хлеба каравай", пирöг "пирог", папу, папурка "лепешка".

Не менее значимо употребление Н. в погребально-поминальной обрядности. После наступления смерти в изголовье усопшего ставят Н. с зажженной свечой; на Летке круглый Н. со свечой ставят в гроб в ноги умершего. Прощаясь с умершим, принято приходить в его дом со своей выпечкой: ярушниками, рыбниками, рыбными пирогами, шаньгами и другими видами Н. Этими изделиями хозяева угощают во время поминок, а также раздают нищим. Кроме выпечки прежде приносили зерно, которое ссыпали в большую посудину на лавке. Ижемские женщины просили усопшего доставить принесенную пищу, в том числе и Н. их умершим родственникам. На Выми каждый, посетивший дом умершего, должен отломить и съесть кусок Н. Поминальный стол накрывали домотканой скатертью, на концы стола клали Н., обязательно черинянь "рыбник" и другую выпечку. В обычае проводов души умершего на 40-й день заместителя умершего снабжали едой, Н., пивом и провожали до околицы. На крестины в дом новорожденного приходят гости и обязательно приносят с собой выпечку. В строительной обрядности Н. лепешки использовались в гаданиях при выборе места для дома, переднего угла. Черинянь поднимали вместе с матицей, а затем ели его всей артелью сидя на шкуре. В обрядовой жизни Н. применялся и в качестве жертвы для лесных и водяных духов. Так, промысловику-охотнику рекомендовалось ежедневно бросать наотмашь кусочек Н. в огонь очага, рыбаки, отправляясь на первую рыбную ловлю, бросали в воду Н. для водяного.

Н. используется в качестве оберега, при этом большое значение имеют муки, которые претерпевает Н. по ходу его производства (их сравнивают с муками Христа). Н. кладут в колыбель ребенку; находясь в лесу, охотники держат Н. под подушкой; чтобы предотвратить порчу ружья, его заряжают пулей из Н.; считается, что хлебной пулей можно убить лешего, колдуна. В колдовской практике Н. используется достаточно широко. Для того чтобы заболел или умер недруг, в его символическое изображение на бумаге стреляли пулей из Н.. При лечении различных недугов читались заговоры или молитвы на Н., которым кормили больного. Некоторые приемы лечебной магии демонстрируют символическую связь между процессом выпечки Н. и деторождением. В частности, при лечении подмененного ребёнка (см. Вежöм) применялся способ перепекания его в печи. Подмененного привязывали к Н. зыр (хлебной лопате) и трижды сажали в теплую печь, в результате чего подмененный должен был "вновь родиться" здоровым. В апотропейной магии употреблялись и предметы, входившие в соприкосновение с Н. Так, Н. дöра "скатерть" и Н. зыр "хлебная лопата", как и сам Н., применяются в качестве оберега от вставших из гроба мертвых колдунов. Чтобы предотвратить дождь или град, на улицу рекомендовалось выбросить хлебную лопату, хлебный нож, печное помело. В святочных гаданиях Н. и предметы, с ним связанные, применяются для установления связи с иным миром. При слушаниях на перекрестках накрывание гадающих Н. скатертью означает их символическую смерть (ср. накрывание саваном; скатертью накрывают и больного эпилепсией, "чтобы успокоился"), семантическую корреляцию локуса гадающих с локусом святочных духов, от которых исходит потусторонняя информация. В то же время очерчивание гадающих Н. ножом и держание над головами Н. оберегало гадающих от проникновения в их локус святочных духов. На тайно испеченные Н. девушки приглашали суженого-ряженого. Сквозь отверстие в сочне гадающая девушка могла увидеть судьбу-смерть кого-либо из близких.

Лит.: Белицер 1958, Ильина 1983, ПМА, ПМ ОУ.

П.Ф. Лимеров

Вверх
       Нагай-лэбач
       Нёль синма пон
       Ним кыв
       Нимтöм теля-кöр
       Ньыв
       Ныв сюр чегöм
       Ныртöм
       Нюр
       Нюр чуд
       Нянь

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.