Ош чуалан лун |
Согласно к.-з. легенде, медведь попросил у св. Николая большой палец. Св. Николай отказал под тем предлогом, что в таком случае ему придётся дать собаке лук, а человеку — крылья. За отказ от желания иметь большой палец медведь получил от св. Николая разрешение осенью в течение трех дней, начиная с Семенова дня, жить в лесу вольно и свободно. Из людей в эти дни в лес могут идти только те, кто надеется на свою собственную силу, поскольку св. Николай их не сможет спасти. Охотники считали, что именно в эти три дня (верхнепечорские промысловики увеличивали срок до недели) у медведей происходят "свадьбы": они собираются в огромные стаи и чрезвычайно агрессивны к любому встречному. На охоту в эти дни не ходили и даже не проверяли промысловые ловушки на дичь. Многие пожилые к.-з. охотники исполняют этот запрет и сейчас. В к.-з. селениях в О.ч.л. было принято стрелять с берега на ту сторону реки из ружей, чтобы отогнать выстрелами медведей вглубь леса. Существовало поверье, что если в этот день вылить грязную воду из лоханки на улицу, а не на хлев, то зимой не удастся добыть ни одного медведя. Лит.: Кайлин 1898, Конаков 1993, Старцев 1929, Fuchs 1924. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |