|
Сведений о внешнем виде Р.а. не зафиксировано. Основной его функцией была охрана от пожара овина и находящегося в нем на просушке хлеба. Взаимоотношения с Р.а., как и с другими духами-хозяевами были регламентированы. Считалось, что он не любит лишнего жара, и поэтому хлеб полагалось просушивать лишь один раз в день. Из-эа сильного жара Р.а. мог покинуть свое жилище, а оставшийся без присмотра хлеб — погибнуть в огне. Перед тем, как затопить овин, следовало предупредить его духа-хозяина: "Сторонись, Р.а., я буду топить печь". Уходя из овина просили: "Р.а., береги мой хлеб". Чтобы задобрить Р.а., ему оставляли угощение — печеную картошку. У к.-п. полагалось освящать новый овин специальной ритуальной трапезой. После того, как в него был сложен в первый раз хлеб, хозяин приносил в подовинную яму жареного петуха, брагу, пиво и звал соседей. Все пришедшие рассаживались вокруг дров, приготовленных для сушки хлеба, и вкушали принесенные яства. На Святки у овинных дверей было принято гадать о будущем урожае, один, три, пять или семь (больше было нельзя) человек садились в очерченный ножом под дверью в овин круг, накрывались скатертью и слушали. Если слышался стук, то ожидался хороший урожай хлеба, хруст — мало хлеба, плач — голод. Считалось, что Р.а. мог заступиться за человека, которого обижал пывсянса (банник). Лит.: Рогов 1858, Старцев 1929, Uotila 1989. Н.Д. Конаков | |