ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Рыныш айка


 

дух-хозяин овина

Сведений о внешнем виде Р.а. не зафиксировано. Основной его функцией была охрана от пожара овина и находящегося в нем на просушке хлеба. Взаимоотношения с Р.а., как и с другими духами-хозяевами были регламентированы. Считалось, что он не любит лишнего жара, и поэтому хлеб полагалось просушивать лишь один раз в день. Из-эа сильного жара Р.а. мог покинуть свое жилище, а оставшийся без присмотра хлеб - погибнуть в огне. Перед тем, как затопить овин, следовало предупредить его духа-хозяина: "Сторонись, Р.а., я буду топить печь". Уходя из овина просили: "Р.а., береги мой хлеб". Чтобы задобрить Р.а., ему оставляли угощение - печеную картошку. У к.-п. полагалось освящать новый овин специальной ритуальной трапезой. После того, как в него был сложен в первый раз хлеб, хозяин приносил в подовинную яму жареного петуха, брагу, пиво и звал соседей. Все пришедшие рассаживались вокруг дров, приготовленных для сушки хлеба, и вкушали принесенные яства. На Святки у овинных дверей было принято гадать о будущем урожае, один, три, пять или семь (больше было нельзя) человек садились в очерченный ножом под дверью в овин круг, накрывались скатертью и слушали. Если слышался стук, то ожидался хороший урожай хлеба, хруст - мало хлеба, плач - голод. Считалось, что Р.а. мог заступиться за человека, которого обижал пывсянса (банник).

Лит.: Рогов 1858, Старцев 1929, Uotila 1989.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Рай
       Резун турун
       Рöм
       Рöманича
       Рöмпöштан
       Рöштво
       Рöштво рыт
       Рыныш айка

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.