ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Рöмпöштан


 

 

Зеркало

зеркало

Слово Р. образовано словосложением: к. röm "цвет" + пештыны "зажигать". Основное физическое свойство Р. - отражение или "удвоение" видимой реальности, описывается языке глаголами: тыдавны "видеться", петкöдчыны "появиться". Ср. тыдавтöм "невидимый": нечистый, злой дух.

Представления о Р., как о зримой границе с потусторонним миром, отчетливо проявляются в обрядовом применении Р. и в комплексе запретов, связанных с пользованием Р. в быту: перед Р. нельзя есть, иначе будешь некрасивым - можешь пострадать от порчи взглядом со стороны нечистой силы; во время грозы Р. занавешивают, чтобы в него не ударила молния; считается тяжким грехом совершение молитвы в доме перед иконой, если рядом на стене висит неприкрытое зеркало; чтобы избавиться от дурного сна достаточно сразу после пробуждения посмотреть в Р., т.е. отправить наваждение обратно в иной мир; если с твоего лица сняли порчу, то нельзя смотреться в Р. до тех пор, пока на следующий день солнце не начнёт заходить, иначе порча опять найдет на тебя; считается, что в определённые периоды (после захода солнца, на святках, а также на похоронах и поминках) в Р. можно увидеть умерших и других представителей иного мира; можно преднамеренно вызвать явление нечистой силы, если в полночь зажечь свечу и посмотреть через неё на своё отражение в Р.; грудным детям до появления зубов нельзя показывать зеркало - иначе у них вообще не вырастут зубы.

В традиционной медицине известны магические приёмы, которые проводил тöдысь у зеркала (рядом устанавливалась икона, зажигалась церковная свеча и клался нож или ножницы): произнесение заговорных формул, направленных на снятие порчи; заговаривание воды и пищи, предназначенной для исцеления больного (уд., в.в., печ.).

Традиционные для европейского северо-востока святочные гадания девушек перед Р. (перед двумя Р., поставленными под прямым углом по вертикальной и горизонтальной плоскостям, или перед Р., сидя спиной к окну) о будущем женихе у к.-з.и к.-п. полагалось проводить в одиночку, поскольку считалось, что даже в обычные дни нельзя вдвоем смотреться в одно Р., иначе преждевременно постареешь. Р., как предмет индивидуального обихода в повседневной жизни, сохраняло этот статус и в обрядовой практике. Объяснение необходимости индивидуального проведения гаданий у зеркала можно увидеть и в поверьях о том, что: в полночь в Р. можно увидеть свой орт (душу-двойник); вместе с тем считается, что наблюдение чьего-либо орта предвещает скорую смерть этого человека.

Коллективные святочные гадания с Р. у к.-з.и к.-п. проводились, как правило, парнями, либо при их обязательном участии. Примечательно, что и в этих обрядах непосредственное наблюдение за отражением в Р., либо в "зеркальном лабиринте" (система из двух зеркал) велось лишь одним из участников, который изображал покойного. Известно несколько вариантов гаданий "с покойником". (См. Гадайтчöм.)

Представления о магической природе реального Р., актуализировались в ритуальном использовании его символических заменителей. Так, например, считалось, что девушка может приворожить парня, если возьмет стебли льна, разложит их на лугу по кругу (так, чтобы верхушки стеблей были в центре, а корни снаружи) и убедит парня посмотреть в это "зеркало". Если в святочных гаданиях с целью определения будущего супруга применялось обычное Р., то в обрядах с целью определения виновника порчи или болезни человека предпочтение отдавалось зеркальным свойствам воды. В ритуальной практике с Р. соотносятся и предметы, имеющие отражающие поверхности. Так, в частности, на похоронах накрывают белой тканью (так же как покойного) не только Р. и окна, но и самовар, застекленные иконы, картины и фотографии, а в современном интерьере ещё и полированную мебель и телевизор. Объясняют эти действия поверьем о том, что в противном случае покойник может оставить на зеркальной поверхности этих предметов син вуджер "тень глаз" и тем самым будет пугать живых, либо вызовет еще одну смерть в этом доме.

Лит.: Браун 1967, Конаков 1993, Налимов 1908, Уляшев 1996, Шарапов 1997 а, Шарапов 1997 в, ПМА.

В.Э. Шарапов

Вверх
       Рай
       Резун турун
       Рöм
       Рöманича
       Рöмпöштан
       Рöштво
       Рöштво рыт
       Рыныш айка

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.