|
В сюжете песни этот образ занимает центральное место, напоминает известный образ из ранних русских баллад "Марья Юрьевна", "Девушка бежит из татарского плена". В к.-з. песенных версиях этого сюжета о полонянках имя жены Мича Рöмана не называется, оно встречается только в одном прозаическом пересказе этой песни. Сюжет коми песен носит семейно-бытовой характер, сквозной является тема судьбы молодой женщины. Отсюда сказывается сильное влияние свадебной семантики. Символами судьбы являются три корабля, на которых враги хотят увезти молодушку (ср. с врагами-поезжанами); мотив бани, в которую ведут молодицу, гадание на реке на свадьбу; сам образ реки, как символ пути к милому, суженому; и наконец, подвенечное платье, которое Р. просит от мужа. Описание же фантастического бегства Р. из плена напоминает мотив бегства в волшебных сказках, в которых природа обычно помогает героям спастись от преследователей. Лит.: Микушев 1973, он же 1987. А.В. Власов | |