ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Рöм


 

 

Цвет и мифологическое пространство

цвет

Р. - класс знаков, участвующих наряду с числовым, геометрическим и проч. кодами, в описании мифологической модели мира к.. Универсальное значение имеет разделение на. холодные / тёплые, чистые / смешанные, светлые / темные Р.. Согласно мифам творения к., из серого хаоса (нуль-цвета) вначале выделяются свет и тьма, белое и черное, маркирующие близнечную пару демиургов (к.-з. Ен и Омöль, к.-п. Ен и Куль). Во взаимодействии противоположных начал света и тьмы, Ена и Омöля (Куля), возникает сумречный свет среднего мира, в котором происходит дальнейшее выделение из хаоса второго уровня чистых Р., обладающих семиотическим статусом и связанных с горизонтальной ориентацией: красный - юг, желтый - восток, синий - север, серый (нуль-цвет) - запад. Р. запада указывает на хаос третьего уровня - врата в мир мертвых. Наряду с горизонтальными оппозициями чистых Р. сохраняется тяготение желтого к верху и белому, синего - к низу и черному. В мифологических рассказах о черном, белом и красном конях, поочерёдно поддерживающих мир, усматривается и временной аспект: черное связывается с мифологическим временем, прошлым, красное - с историческом временем, настоящим, белое - с будущим, при этом семантика черного и белого часто смыкается согласно идеям цикличности мифологического времени.

На физиологическом уровне Р. связывался с человеческими выделениями и органами, средоточиями определенных чувств и эмоций: белый - слюна, очищение, избавленье от скверны и сглаза; черный - фекалии, анус; желтый - желчь, урина, желчный пузырь, ненависть; синий - семя, мужские гениталии; красный - кровь, печень, любовь, жизненные силы.

В несказочной прозе мифологического характера образы низшей демонологии аттрибутируются хроматическими наборами, связанными с характеристиками стихий и иного мира: водяной - черный, белый, синий (вода живая - белая, вода мертвая - черная); домовой - синий, красный, чёрный, серый (дым и огонь очага, кровное родство); леший - черный, синий (чужой мир, синий ельник) и т.д. В дендрарном мифологическом коде большое значение придавалось хроматическим характеристикам деревьев: береза (белый, золотой) - рождение, возрождение, детство; сосна (красный, золотой) - жизнь, зрелость; ель (синий, черный) - смерть, старость. То же касается зоологического и орнитологического кодов: пестрые животные и птицы представлялись маргинальными, красные были связаны с огнем и движением, белые - с принадлежностью к верху (лебедь - птица Ена, и т.д.), черные - к низу (гагара, ворон - птицы Омöля).

Мифологический хроматизм находит отражение и и обрядовой сфере, тесно связанной с фольклорными метафорами, образами, а также внешней, предметной атрибутикой. Так, в похоронных причитаниях образ идеального сородича, покойника, связывается с чистотой белого, царственностью (солярностью) золотого и ставится в оппозицию чёрному образу медведя-смерти. Отношения покойник-живые-смерть выражалось колористически как белое-красное-чёрное. В свадебной поэзии род жениха и род невесты относятся друг к другу как чёрное / белое, синее / красно-жёлтое. Мифологический хроматизм находит отражение и в традиционной одежде, что проявляется в предпочтительности определенных тонов в зависимости от времени года, пола и возраста. Повседневная одежда к. была более тусклых, серых тонов ("серые будни"), нежели праздничная, поражавшая буйством красок, что объясняется не только прагматическими соображениями. Белая одежда считалась в обыденной жизни бедной, что не мешало её сакрализации в обрядах, свяэанных с поминанием предков, полевыми работами, свадьбой и похоронами. Белая одежда считалась также одеждой младенцев и покойников (до 20 гг. XX в.).

В отличие от мифологических текстов, в текстильных и художественных промыслах к. встречается 14 Р. (включая белый и чёрный), а хроматическая терминология в коми языках включает более 200 наименований Р., что позволяет выделять семантически важные Р. в отдельную группу,

Лит.: Грибова 1964, она же 1975, Налимов 1907, Сидоров 1928, Уляшев 1992, Уляшев 1993, Уляшев, Шарапов 1995, Шарапов 1992.

О.И. Уляшев

Вверх
       Рай
       Резун турун
       Рöм
       Рöманича
       Рöмпöштан
       Рöштво
       Рöштво рыт
       Рыныш айка

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.