ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Киняув


 
 

подмышки

В традиционных представлениях многих народов Севера и Сибири подмышки человека наделяются животворной силой и, нередко, по внешнему подобию сравниваются с женским детородным органом. Так, например, открытые постороннему взору женские К. у к.-з., иногда, шутливо называют гöна ляпа букв. "мохнатый лещ" (вым. вв.), гöна тупыль букв. "мохнатый клубок" (лл.). Так же в среде мужчин у к.-з. метафорически определяется vulvа взрослой женщины. Согласно антропогоническим мифам манси, гениталии человека первоначально располагались подмышкой. В фольклорных текстах алтайских тюрков рассказывается о рождении эменгендеров (волшебные покровители) из подмышек непорочной девушки. По поверьям эвенков, хозяйка земли хранила кожаную сумочку с шерстинками различных зверей подмышками, а шаман в ходе камлания совершал к ней путешествие для того, чтобы похитить часть шерстинок и принести в тайгу, где они превращались в настоящих зверей. Мотив "непорочного зачатия" или "чудесного рождения" представлен и в космогонических мифах к.-з.: утка-мать высиживает утят (впоследствии двух братьев-демиургов) у себя под крыльями, т.е., собственно говоря, в К.

Мифологические представления о К. нашли отражение и в устных преданиях к.-з. старообрядцев-беспоповцев. У печ. к.-з. старообрядцев зафиксирован текст апокрифического характера, подробно повествующий о чудесном рождении Господа из К. Богородицы: "К. у Богоматери как рот открылась, оттуда Марья пи "сын Марии" (т.е. Христос) и вышел". Далее в легенде мотивируется запрет на совершение подобного людьми: "... до этого и все женщины так рожали, но место в К. очень тесное — многие дети умирали при родах. Потому Богородица и запретила женщинам так рожать, а Господь определил для этого другое место". Подчеркивается, что "свят дух через К. вышел из-под правой руки – у каждого человека на правой руке Господь живет, а на левой бес – оттуда не мог выйти". У выч. к.-з. говорят по этому поводу: "молния убивает человека, когда Омöль находится у него в К.". По поверьям печ. к.-з. К. колдуна могут быть и источником шевы. В этом плане показательно и традиционно негативное отношение к.-з. и к.-п. к жесту рукой, который называется кикимльöс койыштны или кимльöскикыв – движение рукой наотмашь от себя, повернув ладонь кверху, словно отторгая что-то из своей К. Наливание таким образом воды или напитка для кого-либо рассматривается у к.-з. и к.-п. как проявление неприязни к человеку или пожелание ему зла. В традиционных играх и тетешканьях, в ходе которых взрослые шутливо щекочут малолетних детей, К. метафорически сравнивается с жаркой баней, кипятком или огнем. Ср.: два значения к.-з. слова кунлöс — 1. клин, вшиваемый под К. рукавов рубахи и 2. передние углы в русской печи, куда загребается жар.

Подмышки занимают как бы пограничное положение между внутренними и внешними органами человека, что во многом обуславливает и символическое осмысление функций К. в народной медицине к.-з.. Считается, что лекарственные снадобья и колдовское зелье эффективнее действуют на больной организм, если их втирать непосредственно в К. человеку. По поверьям к.-з. некое колдовское зелье, втертое в К. человека, "обладает силой превращения". Один из приемов любовной магии у к.-з. основывался на приготовлении в собственной К. приворотного гостинца для милого сердцу человека. Закономерно, что в обрядовой практике и быту у к.-з. и к.-п. символическому оформлению К. уделяется особое внимание – в рубаху взрослого человека на месте К. обязательно вшивается клин (кумлöс, кунлöс) из ткани контрастного, как правило, красного, цвета. Примечательно, что на погребальной и крестильной рубахах такой клин не вшивается. У русского населения Сибири, напротив, клин подмышкой вшивался на погребальной рубахе, однако по одной из четырёх граней оставался не пришитым к рукаву. Символический аспект отмеченных традиций в покрое ритуальной одежды типологически сопоставим с символикой ритуала "вдувания" души и жизни в деревянное изображение духа-покровителя через отверстия, вырезанные в К. на одежде онгона (сал., юг. ханты).

До настоящего времени в семьях у к.-п., а так же сыс., выч. и печ. к.-з. принято отвечать на крамольный вопрос ребенка о пути его появления на свет словами: "Ты появился (букв. вышел, вылез) из моей раскрывшейся К."

Лит.: Анисимов 1958; Грен 1925; Доронин 1947; Дьяконова 1976; Заварин 1870; Конаков 1997; Лукина 1990; Львова и др. 1989; Плесовский 1972; Шарапов 1996; Sharapov 1993; ПМА; ПМ ИИ; ПМ ЛГ.

В.Э. Шарапов

Вверх
       Кабала
       Кага вайöм
       Кага вузалöм
       Кажитчöм
       Казьтывлöм
       Кай
       Каленик
       Калян
       Кам
       Кама
       Кань
       Керка
       Керöм
       Кикимера
       Ки-кок мурталöм
       Киняув
       Ки пöла
       Кирик-Улита лун
       Кирьян Варьян
       Кодачса Яков
       Кодзувкот вый
       Коз
       Кокля-мокля
       Кок-пöла
       Коктöм Назар
       Колчим
       Корöсь
       Костö
       Кострома
       Кöдзöм
       Кöин
       Кöин сар
       Кöк
       Кöмтöм Мартын
       Кöр
       Кöрт
       Кöрт Айка
       Кöч
       Крештшенне
       Кудым-Ош
       Кулöм
       Кулöма
       Куль
       Куль чунь
       Курöг празьник
       Куття
       Кутш
       Кывтöм
       Кыдз
       Кырныш
       Кыска

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.