ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Кöин


 
 

волк

К. — один из самых популярных персонажей к.-з. и к.-п. фольклора. В волшебных сказках К.-сар (Волчий царь) встречается как вариант Беса или нечистого и выступает в роли антагониста-преследователя. В К. оборачивается сказочный герой, которому следует преодолеть большое расстояние. К. приносит живую и мёртвую воду для убитого героя.

В сказках о животных у южных к.-з. и к.-п. К. называется Лупша-вок "брат Лупша", Лупъя-вок "брат Лупъя", считаясь младшим братом медведя, именуемого Перша-вок "брат Перша".

Со сказочным эвфемизмом Лупша, несомненно, связано имя известного по к.-з. преданиям колдуна, Лупаръя, который состязаясь со Стефаном Пермским, превращался в К. В К., по представлениям к.-з. и к.-п., могли превращаться и другие колдуны, хотя в преобладающем большинстве текстов быличек о колдунах-оборотнях предпочтение отдаётся образу медведя. Образ волка-оборотня чаще встречается в к.-п. текстах. Иногда этим оборотнем является сам хозяин леса, вöрись. В к.-з. и к.-п. быличках нередко упоминается о том, что К. служит лешему в качестве собаки. Изредка собаками лешего называются еджыд К.-яс "белые волки". В к.-з. сказках волки называются овцами Ёмы, медведи — коровами.

В стадо волков, по поверьям к.-з., колдун мог обратить и свадебный поезд, если вежливец, охраняющий свадьбу, не принимал необходимых мер. В магической практике к.-з. клыкам К. приписывали такую же силу, как когтям и клыкам медведя. Охотники и оленеводы коми подвешивали К. пинь "волчий зуб" к поясу, считая, что они помогают от сглаза и от болезней. Отражением поверья о том, что подкинутым в голбец клыком К. можно умертвить хозяина дома, является сказочный мотив убийства зубом Волчьего царя, положенным на грудь спящему герою. Одна из верхневычегодских тöдысь говорила, что если она приобретёт К. пинь, ей не будет страшно ничьё воздействие, поскольку тогда она обретёт огромную колдовскую силу. Хвостом К. заметали следы колдуны, чтобы порчу не смогли вернуть на них. То же делает сказочная Ёма, скрываясь от преследователей. С помощью волчьих жил к.-з. колдуны наказывали вора, для этого следовало на горячую сковороду К. сöн чöвтны "волчью жилу кинуть", после чего у вора скрючивались руки.

Слово К. в повседневной речи является достаточно распространенным ругательством, определяющим человека жадного, жестокого, не признающего родственных и дружеских связей.

Лит.: Климов 1990, Лыткин, Гуляев 1970, Налимов Материалы..., ПМА.

О.И. Уляшев

Вверх
       Кабала
       Кага вайöм
       Кага вузалöм
       Кажитчöм
       Казьтывлöм
       Кай
       Каленик
       Калян
       Кам
       Кама
       Кань
       Керка
       Керöм
       Кикимера
       Ки-кок мурталöм
       Киняув
       Ки пöла
       Кирик-Улита лун
       Кирьян Варьян
       Кодачса Яков
       Кодзувкот вый
       Коз
       Кокля-мокля
       Кок-пöла
       Коктöм Назар
       Колчим
       Корöсь
       Костö
       Кострома
       Кöдзöм
       Кöин
       Кöин сар
       Кöк
       Кöмтöм Мартын
       Кöр
       Кöрт
       Кöрт Айка
       Кöч
       Крештшенне
       Кудым-Ош
       Кулöм
       Кулöма
       Куль
       Куль чунь
       Курöг празьник
       Куття
       Кутш
       Кывтöм
       Кыдз
       Кырныш
       Кыска

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.