семантика |
В.Э.Шарапов © 1994 Основываясь на народной терминологии различных элементов коми орнамента, Л. С. Грибова рассматривает некоторые диагонально-геометрические мотивы, как стилизованные изображения реальной действительности. Исследователь выделяет несколько основных групп названий орнамента коми, которые соотносятся: с названиями орудий труда и различных предметов (пила пинь — зубья пилы, матка сер — компас, домас сер — узор-заплата, перна — крест и др.); с представителями животного мира (сюр сер—рог, кoр сюр—олений рог, вoв юр— лошадиная голова, мое син— коровий глаз, черань паук и др.); с различными растениями (коз сер—елочный узор, дзоридз — цветок, пыш тусь — конопляное зернышко) и некоторые другие группы. В то же время Л. С. Грибова подчеркивает, что неразрывной связи между орнаментальными мотивами и их названиями не существует - в разных районах республики один и тот же мотив называется по-разному. Вероятно, местные названия орнаментальных мотивов были результатом позднейшего осмысления геометрических узоров. К связи с этим вряд ли целесообразно рассматривать эти названия как источник для изучения происхождения и развития орнамента. Более перспективными представляется рассмотрение тех групп названий, которые содержат в себе указание на этническую и территориальную принадлежность (например, “ижсмский узор”, “русский узор”, “коми узор” и др.), и статус (баба сер — женский узор, мужик сер — мужской узор, дoвoч сер—узор вдовца и др.). В исследованиях Н. Д. Конакова по символике уральского язычества предложен еще один подход в решении вопроса о происхождении и смысловом содержании традиционного орнамента коми. По мнению Н. Д. Конакова, в геометрическом орнаменте коми выявляется солярно-календарная символика, универсальная для традиционного искусства многих народов Северной Евразии. В соответствии с этой гипотезой различные мотивы диагонально-геометрического орнамента представляют собой графические схемы (символы) соответствующих годичных сезонов. Не исключено, что посредством именно такого “орнаментального ключа” могли обозначаться половозрастные признаки на одежде. Примечатально, что предложенная гипотеза находит некоторое подтверждение не только в геометрическом, но и в других типах орнамента (растительном, зооморфном), которые менее характерны для народного искусства коми. Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. М.,1958 Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. Москва, 1980. Грибова Л.С., Савельева Э.А. Народное искусство коми. М., 1993 Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. Сыктывкар, 1984 Климова Г.Н. Узорное вязание коми. Сыктывкар, 1978 Королева Н.С. Народное искусство пермских финно-угров в XIX-XX вв. Автореф. канд. дис. ...искусств. наук. М., 1969 Конаков Н.Д. Календарная символика уральского язычества: Бинарный зооморфный код. "Науч.докл." КНЦ УрО АН СССР.Вып.243, Сыктывкар, 1990 Статья опубликована в книге: Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки. Сыктывкар, 1994. |
|