ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

вышивка


 
 

В.Э.Шарапов © 1994

Вышивка менее характерна для народного искусства коми. Исследователи полагают, что большинство разновидностей техники узорного шитья получили распространение у коми в достаточно позднее время (середина XIX— начало XX веков) под влиянием поволжских финнов и русских Архангельской области.

Наиболее самобытной считается вышивка на головных уборах, рубахах, полотенцах у летских и лузских коми. Это так называемая техника сплошного коврового шва, когда определенные участки ткани полностью заполняются плотным узором. В такой технике вышивали женские головные уборы — “сороки” (мягкая головная повязка с вышитым разноцветными нитями очельем — налобником, двумя крыльями — завязками и хвостом, который покрывал затылок) . Орнамент на сороке выполнялся набором, косым стежком, скрещенным швом и состоял из различных геометрических мотивов, стилизованных изображений дерева. Холщевые рубахи и полотенца вышивались красными (разных оттенков) нитями, также в комбинированной технике: набором, тамбуром и двухсторонним швом.

Техника вышивки летских коми не имеет аналогов в орнаментальном текстиле других этнографических групп коми, однако по композиционному расположению узоров (широкими сплошными бордюрами) она очень близка к браному ткачеству вычегодских, вьшских и сысольских коми. Не исключено, что мастерицы, не владеющие техникой браного ткачества, старались воспроизводить в вышивке орнаментальные мотивы, характерные для ткачества.

У ижемских коми встречается вышивка цветным бисером, серебряными и золотыми нитями. Бисером вышивали головные уборы невест — юрной (головная повязка из красного сукна на твердой основе). Различные орнаментальные мотивы вышивали параллельными нитями цветного бисера. Общая схема рисунка на головных повязках одинакова: вся плоскость разделена на четыре круга, в которые вписаны шести- или восьмиконечные, фигуры. Серебряными и золотыми нитями вышивали кички, сборники, кокошники — головные уборы замужних женщин, а также кожаные перчатки, покрытые бархатом. Для этого типа вышивки характерны трудночитаемые стилизованные растительные и зооморфные композиции, которые по своим мотивам очень близки к северодвинской вышивке металлической драгоценной нитью.

Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. М.,1958

Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. Москва, 1980.

Грибова Л.С., Савельева Э.А. Народное искусство коми. М., 1993

Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. Сыктывкар, 1984

Климова Г.Н. Узорное вязание коми. Сыктывкар, 1978

Королева Н.С. Народное искусство пермских финно-угров в XIX-XX вв. Автореф. канд. дис. ...искусств. наук. М., 1969

Конаков Н.Д. Календарная символика уральского язычества: Бинарный зооморфный код. Науч.докл. КНЦ УрО АН СССР.Вып. 243, Сыктывкар, 1990

Статья опубликована в книге: Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки. Сыктывкар, 1994.

Вверх
 
 Пермский Звериный Стиль
       история изучения
       стиль и семантика
 
 Традиционный орнамент
       происхождение
       типология
       семантика
 
 Прикладное искусство
       ткачество
       вязание
       вышивка
       роспись по дереву

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.