ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

история изучения


 
 

Грибова Л.С. © 1975

Для изучения истории древнего народного искусства Приуралье — один из интереснейших районов мира. Здесь сохранилось до сих пор много выразительных памятников, относящихся к различным этапам общественного развития, пройденным племенами и народами этой глубинной зоны евроазийского континента в течение многих тысячелетий.

Произведения искусства наиболее богато представлены в памятниках, относящихся к эпохе обработки железа. Эта эпоха в Приуралье начинается с ананьинской культуры (VIII—III вв. до н. э.), которая, как полагают некоторые исследователи (О. Н. Бадер, В. А. Оборин, 1958, стр. 126), явилась базой развития многих финно-угорских, в том числе и пермских, племен и оказала сильное влияние на культуру племен, населявших бассейны рек Печоры, Северной Двины, Беломорье, район озер Лача, Вожа, Кубенское и Белое (каргопольская культура) и Верхнее Поволжье (см. П.Н. Третьяков, 1966, стр. 144).

Ввиду того, что ананьинская культура сложилась на базе ряда местных культур бронзового века под влиянием более южных и сибирских культур, а в процессе развития она испытала сильное влияние скифской культуры (см. А. П. Смирнов, 1952, стр. 63), в ней сосуществовали, а затем и слились несколько разных стилей искусства. Наряду с изображениями животных и человека в статичной манере, свойственной памятникам неолитических торфяников и наскальной живописи, в ананьинской культуре появились динамичные "скифские" формы с мотивом "борьбы зверей", "свернувшегося хищника", сложные образы в виде фантастического грифона и др., характерные для скифо-сарматского искусства.

В результате слияния местных и более южных форм искусства в Приуралье в конце I тысячелетия до нашей и в начале нашей эры возникло и стало развиваться своеобразное искусство металлической пластики, так называемый пермский звериный стиль. Название это условно. Оно принято в период первых исследований предметов этого стиля (вторая половина XIX в.), найденных на территории бывшей Пермской губернии, главным образом в бассейне Верхней Камы.

Позже металлические предметы пермского звериного стиля в значительном количестве были найдены на обширной территории Предуралья к северу от Прикамья (реки Печора, Вычегда), а также в Зауралье, на Оби и Иртыше, преимущественно по их левым притокам, т. е. по рекам, текущим от Уральских гор. Этот стиль было бы правильней называть уральским звериным стилем или даже чудским — ввиду преимуществензрения обско-угорской мифологии, В. В. Чарнолусский — с точки зрения мифологии саамов (1965, 1972).

Почти все исследователи пермского звериного стиля указывали на то-темическую природу происхождения его образов, но конкретных исследований в этом плане немного, причем они касаются обычно семантики каких-нибудь отдельных групп изображений, а не всего стиля в целом.

Несмотря на большую литературу по данной проблеме, сущность образов звериного стиля полностью не раскрыта, много в них еще остается загадочного и таинственного, прикрытого завесой времени. Что представляет собою это искусство по смысловой значимости, на какой почве оно могло зародиться, какие социально-экономические и идеологические истоки питали его в течение значительного хронологического периода — более полутора десятка веков (если считать его отголоски в искусстве народов Приуралья, дошедшие вплоть до настоящего времени, то этот хронологический диапазон значительно расширится) ?




Вверх


Литература:

Анучин Д. H. К истории искусства и верований у приуральской чуди.— МАВГР, т. III. М., 1899.

Вадер О. Н. Камская археологическая экспедиция в 1950 г.— КСИИМК, вып. IX, X. М., 1953.

Вадер О. Н. и Оборин В. А. На заре истории Прикамья. Пермь, 1958.

Бадер О. Н. Каповая пещера. М., 1965.

Блинов Н. H. Языческий культ вотяков. Вятка,1898.

Вогаевский П. М. Очерк религиозных представлений вотяков.— ЭО, 1890, № 1.

Буров Г. М. Вычегодский край. М., 1965.

Буров Г. М. Археологические находки в старичных торфяниках бассейна Вычегды.— СА, 1966, № 1.

Буров Г. М. Древний Синдор, М., 1967.

Буров Г. М. В гостях у далеких предков. Сыктывкар, 1968.

Варыш. Из легенд коми народа.— "Коми му", 1924, № 7—10.

Верещагин Г. Е. Вотяки Сосновского края.— ЗРГО по отд. эти., XIV, вып. 2, СПб., 1886.

Верещагин Г. Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии.— ЗРГО, по отд. эти., т. XIV, вып. 3. СПб., 1889.

Верещагин Г. Остатки язычества у вотяков. Вятка,1895.

Верещагин Г. Е. Старые обычаи и верования вотяков.— ЭО, кн. 81—82. M., 1908.

Верещагин Г. Е. Человеческие жертвоприношения вотяков.— ИАОИРС, № 10. Архангельск, 1911.

Вологаин П. Лесное царство.— "Слово", сент.— окт. 1878.

Генинг Ф. В. Наскальные изображения Писаного Камня на р. Вишере.— СА, 1954, № 21.

Грен А. Н. Зырянская мифология.— "Коми му", 1924, № 4—5; 1925, № 7—10.

Грибова Л. С. Культ "древних" у коми-пермяков.—У П МКАЭН. М., 1964 (а).

Грибова Л. С. Традиционная резьба на сельских постройках коми-пермяков.— СЭ, 1968, № 6.

Грибова Л. С. Историческая традиция в народном искусстве коми-пермяков (автореферат дисс. на соиск. уч. стегт. канд. ист. наук). М., 1969.

Грибова Л. С. Сложный образ пермского звериного стиля.— Труды ИЯЛИ КФАН, № 13. Сыктывкар, 1972 (а).

Грибова Л. С. Древние мотивы в меховой мозаике северных коми.— Труды ИЯЛИ, № 13, Сыктывкар, 1972 (б).

Гондатти Н. Л. Следы языческих верований у маньзов.— ИОЛЕАЭ, труды этнограф'. отд., т. VIII. М., 1880.

Гондатти Н. Л. Культ медведя у иного-родцев Северо-Западной Сибири.— ИОЛЕАЭ, т. 48, вып. 2, 1888.

Городцов П. А. Чудь. (Западно-Сибирская легенда).— ЭО, № 1—2, кн. 69. М., 1906.

Городцов В. А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве.— Труды ГИМ, т. 1. М., 1926.

Городцов В. А. Подчеремский клад.—СА, 1937, № 2.

Голубева Л. А. Коньковые подвески Верхнего Прикамья.— СА, 1966, № 3.

Гусев Д. И. Коми-пермяцкие народные предания о Пере-богатыре. Кудымкар.1956.

Гуслицер Б. И. и Канивец В. И. Пещеры Печерского Урала. М.— Л., 1965.

Добротворский Н. Пермяки.— "Вестник Европы", т. 2—4. М., 1883.

Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVIII в.— ТИЭ, т. 55, М., 1958.

Долгих Б.О. Родовая экзогамия у нганасан и энпев.— "Сибирский этнографический сборник", вып. IV. М., 1962. Долгих Г.О. Род, фратрия, племя у на родов Северной Сибири, вып. VII, МКАЭН. М., 1964. Домокош Дяллаи. Роль белого коня в преданиях секлеров.— „Ethnographia“, (Будапешт), LXIII, 1962.

Ермолаев А. П. Ишимская коллекция. Красноярск,1914.

Ефименко П. С. Заволочьская чудь. Ар-хангельск, 1868.

Ешевский С. Заметка о пермских древностях.— "Пермский сборник". № 1 отд 1. М., 1859.

Збруева А. В. Идеология населения Прикамья в ананьинскую эпоху.— ТИЭ, т. l. M.—Л., ‚J947.

Збруева А. В. История населения Прикамья в ананьинскую эпоху.— МИА, № 30. M., 1952.

Збруева А. В. Население берегов Камы в далеком прошлом.— "По следам древних культур". М„ 1954.

Золотарев А. М. Пережитки тотемизма у народов Сибири. Л.,1934.

Золотаре-в А. М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964.

Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Сибири XVIII в.— ТИЭ, нов. сер., т. 5. М.—Л., 1947.

Иванов С. В. Мамонт в искусстве народов Сибирп.— Сборник МАЭ, вып. 11. М.—Л., 1949.

Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник.— ТИЭ, т. 81, М.— Л., 1963.

Камасинский Я. Около Камы. М., 1905.

Канивец В. И. Канинская пещера. М., 1964.

Канивец В. И. Работы в Печорском При-полярье.— "Археологические открытия 1971 года". М., 1972.

Королева Н. С. Народное искусство яерм-ских финно-угров (автореферат дисс. на соиск. уч. стоп. канд. искусствов.). М„ 1969.

Костиков Л. В. Законы тундры.— "Труды полярной комиссии", вып. 3. Л., 1930.

Кривощеков И. Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда. Пермь, 1914.

Крупкин Ал. Верования пермяков инородцев,— ИАОИРС, № 4 и 5. Архан-гельск, 1911.

Крутецкий А. Коми-пермяцкие руноэ-зы.— "Дружба народов", кн. 5, 1940.

Кузнецов С. К. К вопросу о Биармии.— ЭО, кн. 65—66. М., 1905.

Лашук Л. П. Формирование народности коми. М., 1972.

Лещенко В. Ю. Восточные клады на Урале в VII—XIII вв. (по находкам художественной утвари) (автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук). Л., 1971.

Луначарский А. В. Пермские боги.— "Прометей", т. 2. М., 1967.

Лунегов И. А. Тимшерская находка.— КСИИМК, вып. 30. М., 1949.

Лунегов И. А. Редикарский могильник.— КСИИМК, вып. 57. М.—Л., 1955.

Лунегов И. А. Усть-язьвинская находка идола.— СА, 1967, № 2.

Луппов П. П. Из наблюдений над бытом удмуртов Варзиятчинского края Вотской автономной области.— Труды НОИВК, вып. 3. Ижевск, 1927.

Львов В. Самоеды. М., 1903.

Маковецкий И. В. Памятники народного зодчества Русского Севера. М., 1955.

Малахов М. Быкобой у пермяков в день св. Флора и Лавра.— ЗУОЛЕ. т. XI, вып. 1, 1887.

Мошинская В. И. Материальная культура и хозяйство Усть-Полуя.— МИА, № 35. М., 1953.

Новицкий Гр. Краткое описание о народе остяцком. СПб., 1884.

Новокрещенных H. H. Гляденовское костище.—Труды ПГУАК, вып. XI, Пермь, 1914.

Оборин В. А. К вопросу об удмуртско-пермяцких связях в IX—XV вв. (по археологическим данным).— Уч. зап. Молотовского гос. ун-та, т. XI, вып. 3. Молотов, 1956.

Оборин В. А. Коми-пермяки в IX—XV вв. Родановская культура, (автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук). М., 1957.

Оборин В. А. К истории охоты и скотоводства у древних коми-пермяков.— Уч. зап. Перм. ун-та, т. 12, вып. I. Пермь, 1960.

Оборин В. А. Немые свидетели. Пермь, 1965.

Оборин В. А. Этнические особенности средневековых памятников Верхнего Прикамья.— "Вопросы археологии Урала", вьш. 9. Свердловск, 1970.

Оглоблин II. Н. Остяцкие знамена XVII в.— "Исторический вестник", 1889 № 10.

Оглоблин H. H. Знамена Сибирских инородцев XVII в.— "Екатеринбургская Неделя",1891, № 4,

Окладников А. Л. Олень золотые рога. М.— Л., 1964.

Осокин И. К вопросу о миссионерской деятельности преп. Трифона Вятского в Пермском крае.— Труды ПГУАК, вып. VII. Пермь, 1904.

Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской Империи, ч. I, ч. II (кн. 1 и 2), ч. III (пол. 1 и 2). СПб., 1773—1788.

Плесовский Ф. В. Космогонические мифы коми и удмуртов.— Труды ИЯЛИ КФАН, вып. 13. "Этнография и фольклор коми", Сыктывкар, 1972.

Плесовский Ф. В. Важ коми кыв тэчасъ-яс.— "Коми му", 1973, № 9.

Плесовский Ф. В. Проблемы истории первобытного общества.— ТИЭ, т. 54. М., 1960.

Прокофьев Г. Н. Церемония оживления бубна у остяков самоедов.— "Известия Ленинградского гос. ун-та", 1930, № 11.

Ратнер-Штернберг С. А. Музейные материалы по тлинкитскому шаманству.— Сб. МАЭ, вып. VI, Л., 1927.

Руденко С. Л. Графическое искусство остяков и вогулов.— МЭ, т. IV вып. II. Л., 1929.

Серебренников H. H. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1967.

Сидоров А. С. Следы тотемистических представлений в мировоззрении зырян. "Коми му", 1924 (а), № 1.

Сидоров А. С. Памятники древности в пределах Коми края. "Коми му", 1924 (б), № 4—5, 7—10.

Сидоров А. С. Пережитки культа промысловых животных у охотников коми. "Коми му", 1926, № 5 (27).

Сидоров А. С. Идеология древнего населения коми края.— Труды ИЯЛИ КФАН, № 13. Этнография и фольклор коми. Сыктывкар, 1972.

Спицын А. А. Древности Камский чуди.— MAP, № 26, 1902.

Спицын А. А. Шаманские изображения ЗОРСАО, т. VIII, вып. I. 1906.

Стасов В. В. Коньки на крестьянских крышах.— Сочинения, ч. II. СПб., 1894.

Сыропятов А. Отражение чудовищного стиля в архитектуре крестьянских построек Пермского края.

"Пермский краеведческий сборник", вып. I. Пермь, 1924.

Талицкий М. В. Верхнее Прикамье в Х— XIV вв.— МИА, вып. 22. 1951.

Теплоухов Ф. А. Древности Пермской чуди в виде баснословных людей и животных. "Пермский край", вып. 2. Пермь, 1893.

Теплоухов Ф. А. "Кабала" или прошение лесному царю (из пермяцких суеверий) . Пермь, 1895.

Теплоухов Ф. А. Чудское жертвенное место на р. Колве.— Труды ПУАК, вып. III. Пермь, 1897.

Теплоухов А. Ф. Следы былого пребывания угорского народа в смежных частях Пермской и Вятской губерний и последующая смена его пермским и русским народами.— ЗУОЛЕ, т. 39. Свердловск,1924.

Трапезников В. Н. Чудские идолы и пермские боги.—"Атеист", 1930, №. 52— 55.

Третьяков П. Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. M.— Л., 1966.

Харузин Н. Н. Медвежья присяга и тотемистические основы культа медведя у остяков и вогулов.— ЭО, кн. 38, № 3. СПб., 1898.

Чарнолусский В. В. "Ящер" пермского звериного стиля.— ТИЭ. "Сибирский этнографический сборник", вып. IV, 1962.

Чарнолусский В. В. Легенда об олене-человеке. М., 1965.

Чарнолусский В. В. В краю летучего камня. М„ 1972.

Чебоксаров H. H. Этногенез коми по данным антропологии.— СЭ, 1946, № 2.

Чебоксаров H. H. К вопросу о происхождении народов угро-финской языковой группы.— СЭ, 1952, № 1.

Чернецов В. H. Фратриальное устройство обско-угорского общества (мансов и хантов).— СЭ, 1939, № 2.

Чернецов В. H. К истории родового строя у обских угров.— СЭ, вып. VI—VII. 1947.

Чернецов В. H. Орнамент ленточного типа у обских угров.— СЭ, 1948, № 1.

Чернецов В. H. Бронза Усть-Полуйского времени.— МИА, вып. 35. Древняя история нижнего Приобья, 1953.

Чернецов В. H., Мошинская В. И. В поисках древней родины угорских народов.— По следам древних культур. М., 1954.

Чернецов В. H. Наскальные изображения Урала.— Археология СССР. Свод археологических памятников, вып. В, 4—12, М., 1964.

Чернов Г. А. Жертвенное место в северной части Болылеземельской тундры.— КСИИМК, вып. 39. 1951.

Чернов Г. А. Хэйбидя-Пэдарское жертвенное место в Большеземельской тундре.— СА, 1955, № 33.

Шаповалова Г. Г. Севернорусская легенда об олене.— Фольклор и этнография Русского севера. Л., 1973.

Шмидт А. В. Жертвенные места Вятско-Камского края. Л., 1925.

Шмидт А. В. К вопросу о происхождении пермского звериного стиля. "Сборник МАЭ", вып. VI. Л., 1927.

Эдинг Д. H. Горбуновский торфяник.— Материалы по изучению Тагильского округа, вып. 3, полутом 1. Тагил, 1929.

Эдинг Д. H. Идолы Горбуновского торфяника.—СА, вып. 4. М.—Л., 1934.

Эдинг Д. H. Резная скульптура Урала. М., 1940.



Вверх




Статья опубликована в книге: Л.С. Грибова. "Пермский звериный стиль". Москва, 1975. С. 3-6

Вверх
 
 Пермский Звериный Стиль
       история изучения
       стиль и семантика
 
 Традиционный орнамент
       происхождение
       типология
       семантика
 
 Прикладное искусство
       ткачество
       вязание
       вышивка
       роспись по дереву

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.