история изучения |
Грибова Л.С. © 1975 Для изучения истории древнего народного искусства Приуралье - один из интереснейших районов мира. Здесь сохранилось до сих пор много выразительных памятников, относящихся к различным этапам общественного развития, пройденным племенами и народами этой глубинной зоны евроазийского континента в течение многих тысячелетий. Произведения искусства наиболее богато представлены в памятниках, относящихся к эпохе обработки железа. Эта эпоха в Приуралье начинается с ананьинской культуры (VIII-III вв. до н. э.), которая, как полагают некоторые исследователи (О. Н. Бадер, В. А. Оборин, 1958, стр. 126), явилась базой развития многих финно-угорских, в том числе и пермских, племен и оказала сильное влияние на культуру племен, населявших бассейны рек Печоры, Северной Двины, Беломорье, район озер Лача, Вожа, Кубенское и Белое (каргопольская культура) и Верхнее Поволжье (см. П.Н. Третьяков, 1966, стр. 144). Ввиду того, что ананьинская культура сложилась на базе ряда местных культур бронзового века под влиянием более южных и сибирских культур, а в процессе развития она испытала сильное влияние скифской культуры (см. А. П. Смирнов, 1952, стр. 63), в ней сосуществовали, а затем и слились несколько разных стилей искусства. Наряду с изображениями животных и человека в статичной манере, свойственной памятникам неолитических торфяников и наскальной живописи, в ананьинской культуре появились динамичные "скифские" формы с мотивом "борьбы зверей", "свернувшегося хищника", сложные образы в виде фантастического грифона и др., характерные для скифо-сарматского искусства. В результате слияния местных и более южных форм искусства в Приуралье в конце I тысячелетия до нашей и в начале нашей эры возникло и стало развиваться своеобразное искусство металлической пластики, так называемый пермский звериный стиль. Название это условно. Оно принято в период первых исследований предметов этого стиля (вторая половина XIX в.), найденных на территории бывшей Пермской губернии, главным образом в бассейне Верхней Камы. Позже металлические предметы пермского звериного стиля в значительном количестве были найдены на обширной территории Предуралья к северу от Прикамья (реки Печора, Вычегда), а также в Зауралье, на Оби и Иртыше, преимущественно по их левым притокам, т. е. по рекам, текущим от Уральских гор. Этот стиль было бы правильней называть уральским звериным стилем или даже чудским - ввиду преимуществензрения обско-угорской мифологии, В. В. Чарнолусский - с точки зрения мифологии саамов (1965, 1972). Почти все исследователи пермского звериного стиля указывали на то-темическую природу происхождения его образов, но конкретных исследований в этом плане немного, причем они касаются обычно семантики каких-нибудь отдельных групп изображений, а не всего стиля в целом. Несмотря на большую литературу по данной проблеме, сущность образов звериного стиля полностью не раскрыта, много в них еще остается загадочного и таинственного, прикрытого завесой времени. Что представляет собою это искусство по смысловой значимости, на какой почве оно могло зародиться, какие социально-экономические и идеологические истоки питали его в течение значительного хронологического периода - более полутора десятка веков (если считать его отголоски в искусстве народов Приуралья, дошедшие вплоть до настоящего времени, то этот хронологический диапазон значительно расширится) ? Литература: Анучин Д. H. К истории искусства и верований у приуральской чуди.- МАВГР, т. III. М., 1899. Вадер О. Н. Камская археологическая экспедиция в 1950 г.- КСИИМК, вып. IX, X. М., 1953. Вадер О. Н. и Оборин В. А. На заре истории Прикамья. Пермь, 1958. Бадер О. Н. Каповая пещера. М., 1965. Блинов Н. H. Языческий культ вотяков. Вятка,1898. Вогаевский П. М. Очерк религиозных представлений вотяков.- ЭО, 1890, № 1. Буров Г. М. Вычегодский край. М., 1965. Буров Г. М. Археологические находки в старичных торфяниках бассейна Вычегды.- СА, 1966, № 1. Буров Г. М. Древний Синдор, М., 1967. Буров Г. М. В гостях у далеких предков. Сыктывкар, 1968. Варыш. Из легенд коми народа.- "Коми му", 1924, № 7-10. Верещагин Г. Е. Вотяки Сосновского края.- ЗРГО по отд. эти., XIV, вып. 2, СПб., 1886. Верещагин Г. Е. Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии.- ЗРГО, по отд. эти., т. XIV, вып. 3. СПб., 1889. Верещагин Г. Остатки язычества у вотяков. Вятка,1895. Верещагин Г. Е. Старые обычаи и верования вотяков.- ЭО, кн. 81-82. M., 1908. Верещагин Г. Е. Человеческие жертвоприношения вотяков.- ИАОИРС, № 10. Архангельск, 1911. Вологаин П. Лесное царство.- "Слово", сент.- окт. 1878. Генинг Ф. В. Наскальные изображения Писаного Камня на р. Вишере.- СА, 1954, № 21. Грен А. Н. Зырянская мифология.- "Коми му", 1924, № 4-5; 1925, № 7-10. Грибова Л. С. Культ "древних" у коми-пермяков.-У П МКАЭН. М., 1964 (а). Грибова Л. С. Традиционная резьба на сельских постройках коми-пермяков.- СЭ, 1968, № 6. Грибова Л. С. Историческая традиция в народном искусстве коми-пермяков (автореферат дисс. на соиск. уч. стегт. канд. ист. наук). М., 1969. Грибова Л. С. Сложный образ пермского звериного стиля.- Труды ИЯЛИ КФАН, № 13. Сыктывкар, 1972 (а). Грибова Л. С. Древние мотивы в меховой мозаике северных коми.- Труды ИЯЛИ, № 13, Сыктывкар, 1972 (б). Гондатти Н. Л. Следы языческих верований у маньзов.- ИОЛЕАЭ, труды этнограф'. отд., т. VIII. М., 1880. Гондатти Н. Л. Культ медведя у иного-родцев Северо-Западной Сибири.- ИОЛЕАЭ, т. 48, вып. 2, 1888. Городцов П. А. Чудь. (Западно-Сибирская легенда).- ЭО, № 1-2, кн. 69. М., 1906. Городцов В. А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве.- Труды ГИМ, т. 1. М., 1926. Городцов В. А. Подчеремский клад.-СА, 1937, № 2. Голубева Л. А. Коньковые подвески Верхнего Прикамья.- СА, 1966, № 3. Гусев Д. И. Коми-пермяцкие народные предания о Пере-богатыре. Кудымкар.1956. Гуслицер Б. И. и Канивец В. И. Пещеры Печерского Урала. М.- Л., 1965. Добротворский Н. Пермяки.- "Вестник Европы", т. 2-4. М., 1883. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVIII в.- ТИЭ, т. 55, М., 1958. Долгих Б.О. Родовая экзогамия у нганасан и энпев.- "Сибирский этнографический сборник", вып. IV. М., 1962. Долгих Г.О. Род, фратрия, племя у на родов Северной Сибири, вып. VII, МКАЭН. М., 1964. Домокош Дяллаи. Роль белого коня в преданиях секлеров.- Ethnographia, (Будапешт), LXIII, 1962. Ермолаев А. П. Ишимская коллекция. Красноярск,1914. Ефименко П. С. Заволочьская чудь. Ар-хангельск, 1868. Ешевский С. Заметка о пермских древностях.- "Пермский сборник". № 1 отд 1. М., 1859. Збруева А. В. Идеология населения Прикамья в ананьинскую эпоху.- ТИЭ, т. l. M.-Л., J947. Збруева А. В. История населения Прикамья в ананьинскую эпоху.- МИА, № 30. M., 1952. Збруева А. В. Население берегов Камы в далеком прошлом.- "По следам древних культур". М 1954. Золотарев А. М. Пережитки тотемизма у народов Сибири. Л.,1934. Золотаре-в А. М. Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964. Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Сибири XVIII в.- ТИЭ, нов. сер., т. 5. М.-Л., 1947. Иванов С. В. Мамонт в искусстве народов Сибирп.- Сборник МАЭ, вып. 11. М.-Л., 1949. Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник.- ТИЭ, т. 81, М.- Л., 1963. Камасинский Я. Около Камы. М., 1905. Канивец В. И. Канинская пещера. М., 1964. Канивец В. И. Работы в Печорском При-полярье.- "Археологические открытия 1971 года". М., 1972. Королева Н. С. Народное искусство яерм-ских финно-угров (автореферат дисс. на соиск. уч. стоп. канд. искусствов.). М 1969. Костиков Л. В. Законы тундры.- "Труды полярной комиссии", вып. 3. Л., 1930. Кривощеков И. Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда. Пермь, 1914. Крупкин Ал. Верования пермяков инородцев,- ИАОИРС, № 4 и 5. Архан-гельск, 1911. Крутецкий А. Коми-пермяцкие руноэ-зы.- "Дружба народов", кн. 5, 1940. Кузнецов С. К. К вопросу о Биармии.- ЭО, кн. 65-66. М., 1905. Лашук Л. П. Формирование народности коми. М., 1972. Лещенко В. Ю. Восточные клады на Урале в VII-XIII вв. (по находкам художественной утвари) (автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук). Л., 1971. Луначарский А. В. Пермские боги.- "Прометей", т. 2. М., 1967. Лунегов И. А. Тимшерская находка.- КСИИМК, вып. 30. М., 1949. Лунегов И. А. Редикарский могильник.- КСИИМК, вып. 57. М.-Л., 1955. Лунегов И. А. Усть-язьвинская находка идола.- СА, 1967, № 2. Луппов П. П. Из наблюдений над бытом удмуртов Варзиятчинского края Вотской автономной области.- Труды НОИВК, вып. 3. Ижевск, 1927. Львов В. Самоеды. М., 1903. Маковецкий И. В. Памятники народного зодчества Русского Севера. М., 1955. Малахов М. Быкобой у пермяков в день св. Флора и Лавра.- ЗУОЛЕ. т. XI, вып. 1, 1887. Мошинская В. И. Материальная культура и хозяйство Усть-Полуя.- МИА, № 35. М., 1953. Новицкий Гр. Краткое описание о народе остяцком. СПб., 1884. Новокрещенных H. H. Гляденовское костище.-Труды ПГУАК, вып. XI, Пермь, 1914. Оборин В. А. К вопросу об удмуртско-пермяцких связях в IX-XV вв. (по археологическим данным).- Уч. зап. Молотовского гос. ун-та, т. XI, вып. 3. Молотов, 1956. Оборин В. А. Коми-пермяки в IX-XV вв. Родановская культура, (автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук). М., 1957. Оборин В. А. К истории охоты и скотоводства у древних коми-пермяков.- Уч. зап. Перм. ун-та, т. 12, вып. I. Пермь, 1960. Оборин В. А. Немые свидетели. Пермь, 1965. Оборин В. А. Этнические особенности средневековых памятников Верхнего Прикамья.- "Вопросы археологии Урала", вьш. 9. Свердловск, 1970. Оглоблин II. Н. Остяцкие знамена XVII в.- "Исторический вестник", 1889 № 10. Оглоблин H. H. Знамена Сибирских инородцев XVII в.- "Екатеринбургская Неделя",1891, № 4, Окладников А. Л. Олень золотые рога. М.- Л., 1964. Осокин И. К вопросу о миссионерской деятельности преп. Трифона Вятского в Пермском крае.- Труды ПГУАК, вып. VII. Пермь, 1904. Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской Империи, ч. I, ч. II (кн. 1 и 2), ч. III (пол. 1 и 2). СПб., 1773-1788. Плесовский Ф. В. Космогонические мифы коми и удмуртов.- Труды ИЯЛИ КФАН, вып. 13. "Этнография и фольклор коми", Сыктывкар, 1972. Плесовский Ф. В. Важ коми кыв тэчасъ-яс.- "Коми му", 1973, № 9. Плесовский Ф. В. Проблемы истории первобытного общества.- ТИЭ, т. 54. М., 1960. Прокофьев Г. Н. Церемония оживления бубна у остяков самоедов.- "Известия Ленинградского гос. ун-та", 1930, № 11. Ратнер-Штернберг С. А. Музейные материалы по тлинкитскому шаманству.- Сб. МАЭ, вып. VI, Л., 1927. Руденко С. Л. Графическое искусство остяков и вогулов.- МЭ, т. IV вып. II. Л., 1929. Серебренников H. H. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1967. Сидоров А. С. Следы тотемистических представлений в мировоззрении зырян. "Коми му", 1924 (а), № 1. Сидоров А. С. Памятники древности в пределах Коми края. "Коми му", 1924 (б), № 4-5, 7-10. Сидоров А. С. Пережитки культа промысловых животных у охотников коми. "Коми му", 1926, № 5 (27). Сидоров А. С. Идеология древнего населения коми края.- Труды ИЯЛИ КФАН, № 13. Этнография и фольклор коми. Сыктывкар, 1972. Спицын А. А. Древности Камский чуди.- MAP, № 26, 1902. Спицын А. А. Шаманские изображения ЗОРСАО, т. VIII, вып. I. 1906. Стасов В. В. Коньки на крестьянских крышах.- Сочинения, ч. II. СПб., 1894. Сыропятов А. Отражение чудовищного стиля в архитектуре крестьянских построек Пермского края. "Пермский краеведческий сборник", вып. I. Пермь, 1924. Талицкий М. В. Верхнее Прикамье в Х- XIV вв.- МИА, вып. 22. 1951. Теплоухов Ф. А. Древности Пермской чуди в виде баснословных людей и животных. "Пермский край", вып. 2. Пермь, 1893. Теплоухов Ф. А. "Кабала" или прошение лесному царю (из пермяцких суеверий) . Пермь, 1895. Теплоухов Ф. А. Чудское жертвенное место на р. Колве.- Труды ПУАК, вып. III. Пермь, 1897. Теплоухов А. Ф. Следы былого пребывания угорского народа в смежных частях Пермской и Вятской губерний и последующая смена его пермским и русским народами.- ЗУОЛЕ, т. 39. Свердловск,1924. Трапезников В. Н. Чудские идолы и пермские боги.-"Атеист", 1930, №. 52- 55. Третьяков П. Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. M.- Л., 1966. Харузин Н. Н. Медвежья присяга и тотемистические основы культа медведя у остяков и вогулов.- ЭО, кн. 38, № 3. СПб., 1898. Чарнолусский В. В. "Ящер" пермского звериного стиля.- ТИЭ. "Сибирский этнографический сборник", вып. IV, 1962. Чарнолусский В. В. Легенда об олене-человеке. М., 1965. Чарнолусский В. В. В краю летучего камня. М 1972. Чебоксаров H. H. Этногенез коми по данным антропологии.- СЭ, 1946, № 2. Чебоксаров H. H. К вопросу о происхождении народов угро-финской языковой группы.- СЭ, 1952, № 1. Чернецов В. H. Фратриальное устройство обско-угорского общества (мансов и хантов).- СЭ, 1939, № 2. Чернецов В. H. К истории родового строя у обских угров.- СЭ, вып. VI-VII. 1947. Чернецов В. H. Орнамент ленточного типа у обских угров.- СЭ, 1948, № 1. Чернецов В. H. Бронза Усть-Полуйского времени.- МИА, вып. 35. Древняя история нижнего Приобья, 1953. Чернецов В. H., Мошинская В. И. В поисках древней родины угорских народов.- По следам древних культур. М., 1954. Чернецов В. H. Наскальные изображения Урала.- Археология СССР. Свод археологических памятников, вып. В, 4-12, М., 1964. Чернов Г. А. Жертвенное место в северной части Болылеземельской тундры.- КСИИМК, вып. 39. 1951. Чернов Г. А. Хэйбидя-Пэдарское жертвенное место в Большеземельской тундре.- СА, 1955, № 33. Шаповалова Г. Г. Севернорусская легенда об олене.- Фольклор и этнография Русского севера. Л., 1973. Шмидт А. В. Жертвенные места Вятско-Камского края. Л., 1925. Шмидт А. В. К вопросу о происхождении пермского звериного стиля. "Сборник МАЭ", вып. VI. Л., 1927. Эдинг Д. H. Горбуновский торфяник.- Материалы по изучению Тагильского округа, вып. 3, полутом 1. Тагил, 1929. Эдинг Д. H. Идолы Горбуновского торфяника.-СА, вып. 4. М.-Л., 1934. Эдинг Д. H. Резная скульптура Урала. М., 1940. Статья опубликована в книге: Л.С. Грибова. "Пермский звериный стиль". Москва, 1975. С. 3-6 |
|