типология |
В.Э.Шарапов © 1994 В традиционном быту у коми орнаментом украшалась деревянная утварь, орудия труда, мебель, постройки, одежда. Орнамент коми чрезвычайно разнообразен по техническому воплощению: вязание, ткачество, тиснение на ткани, бересте, глине, коже, резьба по дереву и кости, роспись по дереву. Преимущественное распространение в традиционном искусстве коми получил геометрический орнамент, который характерен для всех видов техники исполнения орнамента. В зависимости от мотивов выделяется несколько групп геометрического орнамента коми: 1. Узоры из простых геометрических мотивов-точек, квадратов, прямоугольников, ромбов, крестиков, диагональных линий, треугольников - представлены в большинстве видов техники. 2. Узоры в поперечную и продольную полоску, узоры из комбинированных квадратов, прямоугольников и ступенчатых ромбов характерны для вязания на спицах, резных изделий и меховой мозаики. 3. В текстиле коми самыми многочисленными и разнообразными являются диагонально-геометрические узоры, в которых выделяются несколько основных композиций: а) так называемые семиричные бордюры (прерывные и непрерывные); б) сетчатые узоры; в) узоры ассемметричного строения (путанка); г) симметричные узоры, для которых характерно равенство узора и фона. Большинство же вариантов диагонально-геометрического орнамента, по мнению Л. С. Грибовой, развилось на территории коми из знаков собственности - пасов, которые первоначально наносились на глиняные, берестяные и деревянные изделия, а впоследствии воспроизводились и в текстильном орнаменте коми. Растительные и орнитоморфные орнаментальные мотивы встречаются в вышивке на одежде, полотенцах и различных покрывалах у ижемских, верхневычегодских, вымских и удорских коми. На полотенцах нередко сочетаются вышитые (растительные) и тканые (геометрические) узоры. Подолы фартуков, покрывал и концы полотенец нередко украшались кружевами с растительным (цветочным) орнаментом. Растительные и орнитоморфные мотивы орнамента характерны и для набойки-домотканого холста, покрытого узором с помощью специальных набивочных досок. Из набивной ткани коми шили преимущественно сарафаны. Самая распространенная у коми набойка - синяя ткань с несложным растительным орнаментом белого или желтого цветов. Более сложная набойка изготовлялась с использованием нескольких набивочных досок и красок различных цветов: на одном отрезе ткани набивалось несколько разных по мотивам и цвету орнаментальных полос. Исследователи народного искусства коми полагают, что растительный орнамент получил распространение на территории коми в конце XIX - начале XX веков вместе с техникой кружево плетения и изготовления набивочных тканей под влиянием русской культуры и не имеет местной специфики. Тем не менее народные мастера умело сочетали новшества с местными геометрическими орнаментальными традициями .(нередко в вышивке и кружевных изделиях коми встречаются геометрические орнаментальные мотивы). Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. М.,1958 Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. Москва, 1980. Грибова Л.С., Савельева Э.А. Народное искусство коми. М., 1993 Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. Сыктывкар, 1984 Климова Г.Н. Узорное вязание коми. Сыктывкар, 1978 Королева Н.С. Народное искусство пермских финно-угров в XIX-XX вв. Автореф. канд. дис. ...искусств. наук. М., 1969 Конаков Н.Д. Календарная символика уральского язычества: Бинарный зооморфный код. "Науч.докл." КНЦ УрО АН СССР.Вып.243, Сыктывкар, 1990 Статья опубликована в книге: Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки. Сыктывкар, 1994. |
|