ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

происхождение


 

В.Э.Шарапов © 1994

Для народного изобразительного искусства коми наиболее характерной формой декорирования является орнамент - узор, состоящий из повторяющихся, ритмично упорядоченных мотивов.

Исследователи отмечают близость геометрических узоров коми к орнаменту поволжских финнов, народов Северо-Восточной Европы (эстонцев, карел, населения русского Севера) и Северо-Западной Сибири (хантов, манси). Вероятно, близость мотивов орнамента различных народов была обусловлена их общей древней основой. Самый отдаленный по времени материал, отражающий раннюю природу этого типа орнамента, зафиксирован на керамике андроновской культуры, датируемой II - началом I тысячелетий до н. э. В ходе исторического развития в каждом регионе сложилась своя орнаментальная специфика, свойственная той или иной этнической культуре.

В научной литературе, посвященной изучению народного искусства коми, высказывается несколько точек зрения по поводу происхождения и развития различных композиций и вариантов геометрического орнамента у коми.

Л. С. Грибова определяет пас как одну из ведущих основ орнамента финно-угорских народов и выделяет несколько функций паса: знак родовой принадлежности, функция магическая (оберег), декоративная функция. По мнению исследователя, с утерей первых двух функций пас сохранился как орнаментальный мотив. Это утверждение не согласуется с традиционными представлениями, характерными для многих пародов, о том, что орнамент выполняет функцию оберега от нечистой силы. Недостаточно аргументированы и критерии выделения тех или иных пасов в качестве элементарных составляющих некоторых орнаментальных мотивов, поскольку даже из одного паса путем его различных комбинаций могут быть получены самые разнообразные композиции орнамента. Очевидно, что в работах Л. С. Грибовой предложен лишь один из возможных подходов в решении проблемы происхождения различных мотивов коми орнамента.

Г.Н. Климова в монографии Текстильный орнамент коми рассматривает динамику развития геометрического орнамента коми на протяжении двух последних веков и приходит к выводу, что развитие его было обусловлено целым рядом факторов: материала изготовления (глина, дерево, кожа, ткань); техническими способами его исполнения; влиянием других культурных традиций.

Автор выделяет несколько локальных вариантов геометрического орнамента коми, появление которых считает закономерным результатом тех исторических условий, в которых развивались различные этнографические группы коми. В частности, в геометрическом орнаменте вязаных изделий коми выделяется три основных варианта: ижемский - с преобладанием так называемых семиричных бордюров; вашко-мезенский и среднесысольский - широкие бордюры и сетчатые узоры; верхневычегодский-для которого ха рактерны особенности 1 и 2 групп узоров.

Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о распространении на территории коми различных вариантов диагонально-геометрического орнамента Г. Н. Климова явно преувеличивает роль внешнего влияния. Исследователь, в частности, отмечает, что одинаковые декоративные особенности не могли развиться самостоятельно... у разных народов... а могли появиться только в результате связей населения. Это утверждение противоречит другому тезису автора о том, что законы развития орнаментальных композиций во многом обусловлены техникой их исполнения. Несмотря на наличие общих черт в геометрическом орнаменте населения русского Севера, финно-угорских народов и даже тюркских народов, в большинстве случаев обнаруживаются существенные различия, которые проявляются в сочетании технологии, соотношении частей орнаментальных композиций и, наконец, в цветовой гамме.


Литература:

Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. М.,1958

Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. Москва, 1980.

Грибова Л.С., Савельева Э.А. Народное искусство коми. М., 1993

Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. Сыктывкар, 1984

Климова Г.Н. Узорное вязание коми. Сыктывкар, 1978

Королева Н.С. Народное искусство пермских финно-угров в XIX-XX вв. Автореф. канд. дис. ...искусств. наук. М., 1969

Конаков Н.Д. Календарная символика уральского язычества: Бинарный зооморфный код. "Науч.докл." КНЦ УрО АН СССР.Вып.243, Сыктывкар, 1990

Статья опубликована в книге: Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки. Сыктывкар, 1994.

Вверх
 
 Пермский Звериный Стиль
       история изучения
       стиль и семантика
 
 Традиционный орнамент
       происхождение
       типология
       семантика
 
 Прикладное искусство
       ткачество
       вязание
       вышивка
       роспись по дереву

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.