ткачество |
В.Э.Шарапов © 1994 В изобразительном народном искусстве коми сложились богатые традиции художественного оформления тканей. До начала XX века практически в каждой крестьянской семье женщины занимались узорным ткачеством, вязанием и вышивкой. При этом мастерицы никогда не рассматривали свои изделия как художественные произведения. Прежде всего это были вещи, необходимые в повседневном быту: одежда, предметы домашнего обихода - скатерти, полотенца, различные покрывала и т. д. Вместе с тем, многие из этих вещей были необходимыми атрибутами различных обрядов, что во многом определяло характер их убранства. С самого раннего детства девочки учились прясть шерсть, лен, коноплю на специальных детских прялках. Изготовляя одежду для кукол, девочки овладевали элементарными приемами вязания и шитья. С 10 лет матери начинали приобщать дочерей к секретам ткачества, строго следя за точным исполнением различных орнаментальных мотивов. Стимулом для совершенствования мастерства девушки была подготовка приданого и свадебного наряда, по которым давали оценку невесте как мастерице. В конце XIX - начале XX веков на территории Коми края был распространен ткацкий стан (дoра кыан), сходный по конструкции со станом северных русских. Раньше у коми был более примитивный стан без рамы (так называемый трехподставной), который и ныне встречается у коми-пермяков, у поволжских финнов и обских угров. Техника узорного ткачества у коми чрезвычайно разнообразна: без использования ткацкого стана - на дощечках на бердечке, на ниту; на ткацком стане - несколько видов браного ткачества, многоремизный способ и некоторые другие приемы. Нестаночное ткачество применялось при изготовлении поясов (йы, вцнь, тельник, пцкрцмка). На Вашке, Сысоле и в Прилузье обычно ткали пояса на дощечках (таб) - небольших квадратных плашках с круглыми отверстиями по углам. При такой технике получались предельно простые орнаментальные мотивы: поперечные и наклонные полосы, сдвоенная линия, елочка, зигзаги. Более сложный способ - тканье поясов на бердечке (небольшой раме с вертикальными планками, имеющими отверстие в середине), которое бытовало на Сысоле и верхней Вычегде. Для поясов, выполненных в этой технике, характерны диагонально-геометрические узоры, построенные по принципу равенства узора и фона. Изредка у коми встречается тканье на ниту (нити основы укрепляются на двух палочках, а плетут узор с помощью специального деревянного ножа). Тканые пояса по длине достигали 3-4 метров и заканчивались кистями. Несмотря на удивительное разнообразие узоров, встречающихся на тканых поясах, можно выделить некоторые устойчивые закономерности: в основе узора лежит геометрический орнамент; на любом поясе можно четко различить полосу центрального сплошного узора, который сверху и снизу окаймлён бордюрами из простых геометрических мотивов; орнаментальные мотивы, выполненные в разных цветах как бы вкладываются один в другой; преобладающие мотивы - ромб, косой крест различные варианты свастики. Следует отметить, что у коми с поясом связан целый комплекс поверий и запретов. Считалось крайне неприятным для взрослого человека появляться на людях без пояса- поясу приписывалась функция оберега от нечистой силы (например детеи старались не отпускать из дома без пояса, охотники не ходили в лес без пояса и т. д.); считалось, что колдуна нельзя лишить жизни, не развязав предварительно его пояса и т. д. Станочное узорное ткачество представлено у коми главным образом двумя видами браной техники (октомон кьюм)- одноуточное и двууточное,- которая характерна для населения западной части нынешней территории Республики Коми. Техника бранья позволяла выполнять самые сложные по замыслу узоры. Чаще всего узор наносился красными покупными нитями на белый фон домотканого полотна. Браными узорами у коми украшались полотенца, скатерти, рубахи, холщевые чулки. На Вашке бытовали браные попоны для лошадей, а на Сысоле головные уборы украшались браным узором. Реже у коми встречаются узоры, выполненные в технике многоремизного ткачества (табон кьюм). Как правило, это одноцветные ткани, используемые для различных покрывал и скатертей. Нередко основное полотно скатерти выполнялось в многоремизной технике, но окаймлялось браным узором. Такие скатерти считались праздничными, ими накрывали свадебный и поминальный стол; на нижней Вычегде и средней Лузе на браную скатерть укладывали покойника. Составные элементы браных и многоремизных узоров одинаковые: квадрат, косой крест, ромб и другие диагонально-геометрические мотивы. Реже встречаются стилизованные изображения женской фигуры. Узоры на таких изделиях располагались в определенном порядке. Причем декорировка изделий в разных районах отличалась количеством, шириной и общей композицией орнаментальных полос (бордюров). Например, на прилузско-сысольских полотенцах узорная кайма состояла из центральной широкой и двух боковых полос. На полотенцах бассейна р. Вашки узоры располагаются орнаментальными полосами, которые сверху окаймлены узором-заставкой. Тканые узорчатые полотенца невеста готовила в качестве приданого и на подарки жениху, всей его родне, свату, крестному. Ткалось и специальное подвенечное полотенце, которым покрывали невесту в церкви, а впоследствии вывешивали по праздникам для украшения зеркала или иконы. После смерти мужа или жены этим же полотенцем покрывали тело покойного, либо вывешивали его в открытое окно - считалось, что по этому полотенцу душа покойного уходит из дома. В некоторых районах на тканых полотенцах опускали гроб в могилу, после чего полотенце дарили участникам похорон. Повсеместно у коми было распространено изготовление тканых дорожек (джцдждцра) и круглых (гoгрoс) вязаных половиков, которые отличались богатой цветовой насыщенностью. Тканые половики представляли собой грубую ткань, вытканную разноцветными полосами из крашеного лоскута по льняной или хлопчатобумажной основе. Характерная особенность тканых половиков коми - поперечные полосы елочного орнамента (кцз сер), которые служат связующим элементом всей разноцветной гаммы половика, создают ее декоративное единство. Крупные половики вязались из разноцветных лоскутов ткани. Они были не только элементом убранства жилища, но и выполняли функцию оберега - как правило, их стелили у порога. Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. М.,1958 Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. Москва, 1980. Грибова Л.С., Савельева Э.А. Народное искусство коми. М., 1993 Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. Сыктывкар, 1984 Климова Г.Н. Узорное вязание коми. Сыктывкар, 1978 Королева Н.С. Народное искусство пермских финно-угров в XIX-XX вв. Автореф. канд. дис. ...искусств. наук. М., 1969 Конаков Н.Д. Календарная символика уральского язычества: Бинарный зооморфный код. "Науч.докл." КНЦ УрО АН СССР.Вып.243, Сыктывкар, 1990 Статья опубликована в книге: Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки. Сыктывкар, 1994. |
|