ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

роспись по дереву


 

 

Удорский район

 

Усть-куломский район

В.Э. Шарапов © 1999

Введение

Вычегодская роспись

Удорская роспись

"Подражательная" и "индивидуальная" роспись

Коми старообрядцы- живописных дел мастера

Выводы

Литература и источники

 

Вверх

 

Обобщающие исследования по крестьянской росписи Севера[1], Урала и Прикамья [2], в частности, опыт картографирования, показывают, что наименее изученной в этом плане остается территория Коми края, за исключением бассейна реки Печора[3].

Материалы, опубликованные в работах Н.С.Королевой[4] и Л.С.Грибовой[5], а так же изучение фондов Национального краеведческого музея (г.Сыктывкар), Российского этнографического музея (г.С-Петербург) и результаты полевых исследований 1989-1995 годов на территории Республики Коми позволяют предварительно выделить несколько условных "центров" по росписи у коми.

 

Вверх

 

Вычегодская роспись

В бассейне реки Вычегда к крупным центрам по производству расписной деревянной утвари могут быть отнесены села Дон, Керчёмья, Нижняя Вочь, Ручь и Вомын. В монографии В.Н.Белицер "Очерки по этнографии народов коми" упоминается имя одного из керчёмских мастеров - Ф.Е.Попов[6]. В 70-е годы Л.С.Грибовой удалось зафиксировать несколько имен мастеров, которые занимались росписью по дереву в этом селе в I половине XX века: Михаил Алексеевич Гичев (умер в 1945 году, был немой), Семен Андреевич Попов (умер в 60-е годы), Степан Степанович Тарабукин (1895-1940), Дмитрий Кондратьевич Тарабукин (умер в 1975 году), Дмитрий Андреевич Тимушев (умер в 30-е годы), Иван Степанович Самарин (умер в 30-е годы). По данным исследователя в селе Деревянск росписью по дереву занимались Александр Николаевич Чувьюров (умер в 1962 году) и Павел Ануфриевич Мозымов ("Коктом Павел")[7].

Вычегодские мастера - плотники, столяры и набойщики по тканям - покрывали росписью интерьеры изб, мебель, ткацкие станы, льнотрепала, прялки и деревянную посуду. Роспись выполнялась в свободно-кистевой технике с использованием контурных приемов нанесения орнамента. Поверхность изделия предварительно покрывалась плотным слоем краски, как правило, мягкой тональности (красной, оранжевой, коричневой, темно-синей) - создавался фон, на который орнаментальная композиция наносилась черной, белой, голубой, желтой и зеленой красками ярких оттенков. Стены и двери жилых помещений, сундуки, дуги, туеса и деревянные ковши покрывались растительным орнаментом (композиции из стилизованных изображений цветов, деревьев), а орудия ткачества и прядения - геометрическим. Если роспись сочеталась с резьбой, то элементы резного орнамента (многолучевая розетка, круг, косой крест, треугольник и т.д.) оттенялись красками, контрастных с фоном цветов.

Характеризуя верхневычегодскую роспись, Н.С.Королёва отмечает: "По технике письма, орнаментации, колориту и общему эмоциональному строю эта роспись существенно отличается от росписи русского Севера и Урала. Территория, на которой прослеживается эта роспись, представляет собой совершенно самостоятельный и значительный локальный центр, позволяющий замкнуть общую цепочку северных и уральских росписей"[8].

Л.С.Грибова выделяет особый, нижневычегодский стиль росписи (некоторые образцы этой росписи представлены на экспозиции Краеведческого музея в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми), который существенно отличался от верхневычегодского: растительные орнаментальные композиции в виде букетов цветов наносились на поверхность деревянных изделий по киноварному или ярко-синему фону красными, желтыми и голубыми красками более светлых тонов. Элементы композиции имеют подчеркнуто округлые формы и контурную обводку чёрной краской[9].

Отметим, что богатейшая коллекция вычегодской росписи (более 30 предметов) была собрана в 1966 году экспедицией, возгавляемой М.А.Браун, и хранится в настоящее время в фондах Российского Этнографического Музея[10].

 

Вверх

 

Удорская роспись

В этнографической и искусствоведческой литературе неоднократно упоминалось о бытовании в прошлом самобытной росписи по дереву у удорских коми[11].

По свидительствам информантов местными "центрами" по производству расписной мебели и утвари были: село Чупрово и деревни Остров, Верхозерье, Тойма. В Чупрово расписывал деревянную утварь плотник Алексей Павлович Давыдов (1890-1953); в Тойме - Василий Прокопьевич Палев (умер в 40-х годах); в Острове - Федор Романович Коротаев (умер в 50-х годах) . В ныне заброшенной деревне Верхозерье и в деревне Остров сохранилось несколько домов с фронтонами, украшенными геометрической и сюжетной росписью.

Обширная коллекция расписной деревянной утвари (прялки, детали ткацких станов, ковши, братины, тарелки, сундуки), собранная в 60-70 годы под руководством преподавателя истории Б.А.Петрова, хранится в фондах школьного музея в селе Важгорт Удорского района Республики Коми.

При рассмотрении стиля удорской росписи особый интерес представляют расписные прялки. Местные жители до настоящего времени различают два типа прялок:

1."Пирога козяль" или "Ладья козяль" - веслообразная прялка, близкая по форме и стилю росписи карельским и поморским прялкам. Лопасть такой прялки чуть расширена в центре и симметрично заужена книзу и к вершине, заканчивающейся продолговатой главкой. В месте перехода плоскости лопасти в стройную четырехгранную ножку, вырезано округлое утолщение, симметричное главке на вершине лопасти. Веслообразные прялки расписывались в свободно-кистевой технике геометрическим орнаментом, который наносился земляными и масляными красками 2-3 цветов. Внутренняя сторона лопасти имела трехчастную композицию, нередко, обозначавшуюся поперечными линиями. Наверху и внизу лопасть украшалась сильно вытянутыми сердцевидными завитками; на главке и округлом утолщении ножки - разноцветными восьмилучевыми розетками. На внешней стороне лопасти наносился сложный по композиции геометрический узор из восьми-шестилучевых розеток. Ножка прялки расписывалась "елочным" двухцветным орнаментом. В селах на Вашке старожилы определяют этот тип прялок как "коренной козяль" (в значении "местная" или "здешняя" прялка) и считают наиболее архаичной по форме и орнаментации.

2."Пиня козяль" - лопатообразная прялка, обрамленная на вершине лопасти 3-7 фигурными главками. Расписывались эти прялки в беглой штриховой манере по типу мезенских[12], однако, по мнению коми информантов из сел, расположенных по реке Вашка, существенно отличаются от последних по ряду признаков. Считается, что у мезенских прялок более широкая лопасть и их поверхность более плотно покрыта графическим орнаментом; на удорских прялках отсутствуют стесы на гранях основания лопасти, а на лицевой стороне лопасти в росписи нарушен "мезенский канон" - в трехярусной композиции отсутствует верхний зооморфный ряд (как отмечают информанты - "нет ряда оленей на верху"). В сюжетной росписи на удорских прялках этого типа встречаются композиции и образы не характерные для мезенской росписи. По мнению старожилов "пиня козяль" появились на Удоре значительно позже "пирога козяль".Графическая роспись с геометризированными растительными и зооморфными мотивами на деревянных изделиях у удорских коми может быть определена как "подражательная" мезенскому стилю росписи. Бассейн реки Вашка является пограничным с территориями Архангельской губерниии, где ко второй половине XIX века сформировались такие известные центры северо-русской росписи как: село Палощелье на реке Мезень, села Нижняя Тойма, Пучуга, Ракулка и Верхняя Уфтюга на Северной Двине, села Согра и Нюхча на реке Пинега. В исследованиях Л.Н.Жеребцова приводятся сви дительства о тесных контактах (в частности, о родственных связях) ваш кинских коми с русскими соседями на Северной Двине, Мезени и Пинеге[13].

Вместе с тем заслуживает внимания предположение, высказанное в работах В.Н.Тарановской и В.А.Шелега о том, что мезенская роспись оформилась в самостоятельное направление к середине XIX века на основе взаимовлияния коми и северо-русских традиций в народном изобразительном искусстве[14].

 

Вверх

 

"Подражательная" и "индивидуальная" роспись

Стиль мезенской росписи по своему интерпретировался в росписи у вымских и ижемских коми. На Выми "подражательная" роспись бытовала в селах Кони, Луги и Отлы; на Печоре и Ижме - в селах Ижма (иконописец Яков Истомин), Мохча (Лазарь Михайлович Артеев, г.р.1884), Няшабож (Павел Федорович Канев, умер в 1943 году), Кельчиюр (Франц Кононович Сметанин) и в деревне Васильевка (Капитон Мартынович Артеев, г.р. 1909). Местные мастера расписывали прялки жёлтой, чёрной и красной красками в графической технике геометризированными растительными и зооморфными орнаментальными мотивами. При этом на прялках сохранялась общая многочастная композиция, характерная для мезенской росписи, однако, значительно упрощался орнамент, который наносился в более грубой технике. Единичные образцы так называемой "индивидуальной" росписи зафиксированы в Сыктывдинском районе - села Слудка, Прокопьевка, Ипатово и в Сысольском районе - село Куратово[15]. Однако в данных случаях вряд ли можно говорить об оформлении устойчивой местной традиции в композиции, стиле и технике росписи и, соответственно, о складывании определенной "школы" мастеров.

 

Вверх

 

Коми старообрядцы - живописных дел мастера

Известно, что начиная с XVIII века на традиционную культуру вашкинских и верхневычегодских коми значительное влияние оказывало пришлое, и впоследствии ассимилированное, русское старообрядческое население. Интересно, что уже к середине XIX века на Вашке и Верхней Вычегде значительную часть населения состовляли коми старообряды, а к началу XX века носителями старообрядческих традиций в этих регионах являлось преимущественно кореннное коми население.

В искусствоведческой и этнографической литературе неоднократно обращалось внимение на "связь северных художественных центров с деятельностью мастеров-староверов"[18]. Эти наблюдения находят некоторые потверждения и в традициях художественной росписи по дереву у коми.

Материалы полевых исследований 1990-1993 годов свидительствуют о том, что на Вычегде в селах Керчёмья и Дон росписью занимались коми мастера - выходцы из семей старообрядцев-беспоповцев спасовского толка (согласие "глухая нетовщина"); вплоть до первой четверти XX века в бассейне реки Вашка росписью по дереву занимались коми мастера из старообрядческих родов Рохмановых-Матевых, Палевых и Коровиных.

Как показывают полевые разыскания во многих селениях на реке Вашка в домах зажиточных крестьян и купцов размещались тайные кельи скрытников, которые не имели собственности и жили тем, что занимались на заказ различными ремеслами: ткали, вязали, вышивали бисером, переписывали книги и писали иконы. По свидительствам информантов в деревне Верхозерье до 20-х годов нынешнего века распологалась наиболее крупная мастерская скрытников-иконописцев, которые наряду с писанием икон* и переписыванием старообрядческих книг, занимались росписью деревянной утвари. Живописному мастерству скрытники учились в скитах Каргопольского уезда Олонецкой губернии, куда, нередко, отправлялись в странствие. В старообрядческих скитах в Каргополье коми мастера-скрытники приобщались к карельским и русским поморским традициям, на основе которых присходило складывание самобытной традиции в народном изобразительном искусстве. Живописные работы мастеров скрытников из деревни Верхозерье до настоящего времени бережно сохраняются во многих селениях на Вашке.

 

Вверх

 

Выводы

Расписные изделия коми мастеров почти не всречаются за пределами рассматриваемых ареалов по ряду причин. Вероятно, работы местных мастеров не могли конкурировать с изделиями крупных северно-русских промысловых центров по росписи и поэтому не вывозились для продажи на ярмарки. По свидительствам информантов местные мастера расписывали деревянную утварь только для родственников и односельчан. Как правило, расписные орудия ткачества и прядения были объязательными атрибутами свадебной обрядности. Так, например, в селе Керчёмья расписная прялка или трепало дарились в следующих случаях: парнем девушке - будущей невесте - на посиделках; на свадьбе крестным невесты "на счастье"; мужем молодой жене на первом году совместной жизни. Естественно, что впоследствии, такие вещи никогда не могли быть переданы или проданы чужим людям и переходили только по наследству по женской линии. По повериям, бытующим в среде вычегодских коми и сегодня, человека можно легко "испортить" или "сглазить" через вещь изготовленную им, либо принадлежавшую ему.

Следует так же отметить, что некоторые из рассмотренных выше "центры" по росписи в традиционных представлениях коми населения соседних регионов до настоящего времени считаются "колдовскими": на Вычегде о жителях сел Дон и Керчёмья говорят - "еретники" (т.е. колдуны); на Выми "еретническим" называют село Кони; в Удорском районе в среде коми населения бассейна реки Мезень считается, что "на Вашке живут одни коновалы (в значении "колдуны")".

Бассейны рек Вашка и Вымь являются пограничными с территориями, заселенными иноэтничным населением. Для коми, проживающих в этих регионах, были характерны тесные связи с русским населением Архангельской и Вологодской губерний. Так, например, по данным Л.Н.Жеребцова, "... удорские коновалы, набойщики, пимокаты ежегодно ходили на Пинегу, принося с собой свои умения и обычаи.

Пинежские мастера тоже не раз бывали на Вашке..." Как отмечает исследователь, "этнические контакты нашли отражение и в смешанных браках"[16].

Исследователи, занимающиеся изучением межэтнических контактов русского населения на европейском Северо-Востоке отмечают, что смешанные браки русских с представителями финно-угорских народностей всячески поощрялись обеими сторонами и, более того, считалось, что дети, произошедшие от таких браков, обладают значительными магическими способностями[17].

Рассмотренные материалы позволяют сделать заключение о том, что оформление центров самобытной росписи по дереву у коми происходит в ареалах совместного, либо пограничного проживания с русским населением (в частности, старообрядческим). Именно в этих контактных зонах происходит рождение таких этнокультурных феноменов, как удорская и вычегодская роспись по дереву.

Очевидно, что в данном случае "культурный билингвизм" способствовал не размытию, а ,напротив, плодотворному развитию самобытной этнокультурной традиции.

В заключении отметим, что в изучении генезиса и стилистических особенностей традиционной росписи по дереву у коми представляются перспективными совместные усилия этнографов и археографов, в частности, по картографированию ареалов бытования росписи в связи с ареалами расселения старообрядческого населения на территории Коми Края.

 

Вверх

 

Литература и источники

1. Шелег В.А. Крестьянские росписи Севера // Русский Север: Ареалы и культурные традиции. Л., 1992.

2. Барадулин В.А. Народные роспись по дереву Прикамья. Пермь, 1987;

Барадулин В.А. Народные росписи Урала и Приуралья. Л., 1988.

3. Тарановская Н.В. Росписи на Мезени и Печоре // Русское народное искусство. Л.,1968.

4. Королева Н.С. Народное искусство пермских финно-угров (коми, коми-пермяков, удмуртов) XIX-XX вв. Автореф. канд. дис. ...искусств. наук. М., 1969.

5. Грибова Л.С. Декоративно-прикладное искусство народов коми. М., 1980.

6. Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. М.,1958, с.343.

7. Грибова Л.С. Личный фонд. Полевые дневники вычегодской этнографической экспедиции 1977 года. // Архив КНЦ УрО РАН, Ф.11, Оп.1, Д.39(3), л.47-48; Д.47(2), л.42

8. Королева Н.С. Ук. соч., с.16

9. Грибова Л.С. Ук. соч., с.58-59.

10. Коллекция М.А.Браун по Усть-Куломскому району Коми АССР (поступила в 1967 году) // Научный архив отдела Поволжья и Урала Российского Этнографического Музея, Опись 7766.

11. Тарановская Н.В. Ук. соч., с.54; Королева Н.С. Ук. соч., с.17;

Жеребцов И.Л. Этнокультурные связи вашкинских коми с русскими соседями на Пинеге (до начала XX века) // Этнография и фольклор народа коми. (Тр.ИЯЛИ, вып.13), Сыктывкар,1972, с.111-112.

12. О мезенской росписи смотри, в частности: Шелег В.А. Новые данные о мезенской росписи. // Культура Европейского Севера России. Вологда, 1989, с.57-65.

13. Жеребцов И.Л. Ук. соч., с.111.

14. Тарановская Н.В. Ук. соч., с.50; Шелег В.А. Ук.соч., с.65.

15. Смотри, в частности, материалы, опубликованные в альбоме: Грибова Л.С., Савельева Э.А. Народное искусство коми.М., 1993, рис.22,23,

36,37, а так же аннотацию Зеновской В.П. к разделу "Изделия из дерева и бересты".

16. Жеребцов Л.Н. Ук. соч., с.109-111.

17. Спивак Д.В. Финский субстрат в метафизике Петербурга // "Метафизика Петербурга" (Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. - Вып.1). СПБ., 1993, с.38-46.

18. Смотри об этом: Бернштам Т.А. Прялка в символическом контексте культуры // Из культурного наследия народов Восточной Европы. Сборник МАЭ, т.ХLV, СПБ., 1992, с.27.

Вверх
 
 Пермский Звериный Стиль
       история изучения
       стиль и семантика
 
 Традиционный орнамент
       происхождение
       типология
       семантика
 
 Прикладное искусство
       ткачество
       вязание
       вышивка
       роспись по дереву

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.