Чери |
У к.-з. считалось, что все Ч. были созданы Омöлем, но Ен видоизменил их, и они стали считаться его творениями, а людям было разрешено употреблять их в пищу. Так, окуню Ен дал прочную кожу, плотве он сделал красными края глаз, ерша снабдил острой щетиной, щуке поместил в голову крестовидную кость, а налиму — три маленьких белых камушка. Согласно одному из к.-п. антропогонических мифов, первые люди появились из Ч. пöк "рыбьей икры": однажды Ч. оставила на берегу свою икру, из которой появились два человека — мужчина и женщина; они долго ходили вдвоём среди маленьких ёлочек, ничего ни о чём не зная, и должны были каждый день отчитываться перед Еном. Но однажды они не пришли к Ену, а спрятались за ёлки, и женщина там родила. За это Ен их проклял (вариация на библейскую тему о первородном грехе). Сакральностью у к. отличалось лишь отношение к щуке (см. Сир). В то же время, все рыбаки строго соблюдали определённые нормы поведения во время лова любой Ч., поскольку предполагалось, что она понимает человеческую речь. К.-з. рыбаки слегка оглушали первую пойманную Ч. обухом топора, клали её в лодку и говорили: "Бейся, бейся, плещись! Зови отца, мать, деда, бабушку, прадеда, всех родственников. Не то на том свете одна без родных скучать будешь, не с кем будет тебе резвиться, играть! Зови всех!" У удорских и обских к.-з. верили, что если при ударе Ч. издавала писк, то лов будет удачный — это она сзывает другую Ч.. К.-п. рыбаки выбирали из первого улова одну Ч., поменьше, и бросали её ещё живой в воду с просьбой отправить всех своих родственников. Печорские рыбаки при артельном лове сёмги, когда круг невода оставался уже небольшим, по команде "хозяина" артели одновременно брали в рот что-нибудь — кто листик травы, кто кончик платка. Делалось это на случай, если в артели окажется случайно человек с "жёстким сердцем", испугавшись которого сёмга может сильно рвануться и порвать сеть. Когда же такой человек возьмёт что-нибудь в рот, его "жёсткое сердце" направлено уже не на сёмгу, а на то, что у него во рту. К пойманной Ч. было принято относиться уважительно, нельзя было её оскорблять, мять руками, отдавать собакам, позволять детям с ней играть. Особенно оскорбительным для Ч. считалось, если её выбрасывали на улицу. Интересно отметить, что при первом появлении в бассейне Вычегды стерляди, рыбы до этого незнакомой к.-з. рыбакам и поначалу не принятой ими за свою необычность, при её поимке, напротив практиковалось нарушение общепринятых правил поведения, соблюдаемых при лове Ч.. Случайно попавшую в сети стерлядь всячески старались оскорбить, плевали и мочились нежелательной добыче в рот, а затем с проклятьем бросали обратно в воду. На Печоре из первой крупной пойманной Ч. готовили обрядовый обед для всей артели. Убивали её не ножом, а ударяя камнем по голове, положенной на другой камень. При потрошении также обходились без ножа, выдавливая внутренности рукой. На Верхней Вычегде сразу же после ледохода на рыбалку выходили семьями, из первой пойманной в этот день Ч. варили уху и хранили её в погребе на льду до следующего ледохода. Перед началом нового рыболовного сезона её съедали в торжественной обстановке. Там же, отправляясь на рыбалку, сёмгу, в отличие от других видов рыб, называют просто Ч., а поймав первую сёмгу, выходят на берег и варят её голову. Лит.: Климов 1991, Конаков 1983, Мартюшов 1929, Налимов 1907, Сидоров 1928, Fuchs 1924, ПМ ЛГ, ПМ МР, ПМ ОУ, ПМ ЮР. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |