ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Чер öшван


 
 

вешание топора

К помощи Ч.ö. обращались при заболеваниях людей и скота, если знахари-врачеватели помочь им были не в силах. В таких случаях, если не предполагались сглаз или порча, считалось, что речь идет о мыж — каре, посланной умершими предками. Чтобы удостовериться в этом, заболевший или его родственник приходили к знахарке, умеющей гадать с помощью Ч.ö., захватив с собой коврижку хлеба и узелок с шишками хмеля. Знахарка клала их на божницу, а затем сразу же, если посетитель был из дальних мест, или же через три дня (чтобы хлеб и хмель вобрали в себя больше святости), если за помощью обращался односельчанин, приступала к гаданию. Помолившись Богу, она сгребала в загнетке печи в кучу горячие угли, брала из узелка на божнице шишки хмеля и бросала их на угли. Если они начинали от жара трещать, наличие мыж считалось доказанным. Затем знахарка садилась на лавку, брала в руки конец шнура с привязанным на другом конце топором и приводила его в равновесие. Подготовка к гаданию Ч.ö. могла происходить и несколько иначе. Знахарка зажигала перед образами свечу, выгребала из печи жар в ковш или котелок и ставила его посредине избы. Затем она бросала на угли шишки хмеля и подвешивала над жаровней топор. К началу ХХ в. некоторые знахарки стали практиковать подвешивание иконы вместо топора. Топор втыкали в чурбан, а на его ручку на шнурке подвешивали икону (обычно образ Спасителя). Рядом помещали хлеб — обязательный атрибут при гадании Ч.ö. Стали известны способы гадания, в которых топор вообще не использовался, хотя они сохраняли традиционное наименование Ч.ö. Икону привязывали на шнурке к хлебной лопате, которую закрепляли за печной трубой так, чтобы икона висела перед устьем печи. Вместо лопаты могли использовать и обыкновенную палку. Иногда знахарка гадала, вешая икону на шнурке на собственном пальце над караваем свежевыпеченного хлеба, положенным на стол.

Сам процесс гадания Ч.ö. осуществлялся просто: уравновесив импровизированный маятник, знахарка начинала перечислять имена умерших родственников заболевшего. В момент произнесения имени покойника, наславшего мыж, топор или икона должны были качнуться. У к.-п., у которых существовало большое количество "мест древних", почитаемых как местонахождение душ предков, при гадании часто называли их наименования, чтобы определить, какого места "древние" затаили обиду. Определив виновника болезни, знахарка, опять же с помощью Ч.ö., выясняла, какие необходимо принять меры, чтобы умилостивить предков. Чаще всего устраивались поминки, или же заказывался молебен в честь "древних".

У к.-п. уже в сер. ХIХ в. при гадании Ч.ö.. Знахарка называла не имена умерших или "места древних", а имена святых. По ее указанию в церкви или часовне того святого, на которого указало гадание, отслуживалась панихида по умершим. Или же в день этого святого в доме больного устраивались поминки по усопшим, на которые приглашались все его родственники. Наблюдалась и полная передача святым былых функций духов-предков: в церкви того или иного святого заказывался молебен за здоровье больного или же в его честь ставилась свеча. Эти свечи отличались от обычных, они свивались в виде веревки и были длиной с больной орган (руку, ногу, оборот вокруг головы) или в рост человека, если считалось, что у него болен весь организм. Ставили их только в престольные праздники.

Гадание Ч.ö. широко практиковалось у к.-п., у к.-з. оно было известно преимущественно в южных районах. У вычегодских к.-з. существовал близкий к Ч.ö. способ определения причин болезни с помощью нательного креста (перна), подвешенного над четырьмя хлебными крошками, положенными на стол. С помощью подвешенного топора гадали о "воле" умерших обские угры, ненцы, энцы. Нанайские старые женщины определяли причину болезни с помощью камня, подвешенного на веревке. Они перебирали имена различных духов, пока камень не начинал раскачиваться, указывая на виновника заболевания. Аналогичные способы установления контакта с миром духов были известны и другим народам.

Лит.: Грибова 1964, Добротворский 1883, Рогов 1858, Сидоров 1928, Смоляк 1976, Соколова 1980.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Чард
       Черань
       Чери
       Чери божа ныв
       Чер öшван
       Чикыш
       Чов юса ныв
       Чорыд морт
       Чудь

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.