|
Ч. была сильной колдуньей, главной или же одной из главных языческих жриц в древнем к.-п. роде, главой которого был Кудым-Ош. Ч. могла наводить на людей порчу или же, наоборот, излечивала их и даже оживляла убитых. Ближайшими помощниками и друзьями Ч. были лесной и водяной духи-хозяева. Когда Кудым-Ош с сородичами отправлялись в дальние торговые поездки, Ч. приносила жертвы лешему и водяному, а те обеспечивали успех их путешествия. В отдельных эпизодах Ч. выступает как противница Кудым-Оша. Так, она была категорически против, когда тот решил перенести свое городище на высокий берег реки, где находилось родовое языческое капище, и был похоронен его отец — прежний глава рода. Ч. посоветовала Кудым-Ошу отправиться сватать мансийскую княжну Костö, поскольку она знала, что никто из его предшественников не вернулся назад. В обоих случаях Кудым-Ош оказался в выигрыше. Возможно, речь идет о фольклорых реминисценциях некогда происходящего у древних к.-п. процесса снижения роли языческого жречества и усиления власти родовой знати. Лит.: Климов 1964. Н.Д. Конаков | |