ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Пера и Зарань


 
 

Об этом я ещё маленьким слышал. Было ли, не было... Если было, то очень давно. Тогда и зимы в наших местах не бывало. Всё время стояла ясная весёлая погода. Рос густой красивый лес. Лес этот, земля эта назывались Пармой. В Парме водилось много разного зверя и птицы. Люди эти места ещё не заселяли. Много ли, мало ли прошло времени, родила Парма юношу, и назвали его Перой. Красивый и статный вырос хозяин и земли, и леса. Сделал он себе лук и острые стрелы. Ходил он, говорят, по своей земле, заботился о том, чтобы хорошо росли деревья, чтобы зверю и птице жилось привольно и, чтобы в прозрачных водах плавало побольше рыбы.

Однажды Пера спустился к Косе-реке и видит: выглянула из-за туч семицветная радуга и пьёт воду. "Ты почему пьёшь воду из моей реки?" — спрашивает у радуги Пера. — "Уходи отсюда!" "Я не знала, что вода твоя, — ответила радуга, — а без питья я не могу жить. Разреши напиться досыта." — "Разрешу, если ты поднимешь меня на облака. Я бы посмотрел, что там делается." "Садись, — говорит радуга, — мне на рога." Пера сел на её рога, а она подняла его за облака. И открылась перед Перой Енма, твердь господня. Куда ни посмотрит Пера, всюду видит города, из разных алмазов да драгоценных разноцветных камней построенных. Всюду горят огни: большие и маленькие, красные, синие и зелёные. Посередине их горит самый большой огонь — Солнце. Захотелось Пере взять хоть немного этого огня и спустить его на землю. Пришёл он к Солнцу, хотел было прикоснуться к нему, но в это время грянул гром и сверкнула молния. Пера отлетел далеко-далеко да чуть в тартарары не провалился. Но кто-то удержал его от падения, поднял и посадил на что-то мягкое. Смотрит Пера и видит: сидит он на облачных подушках, в золотых санях, запряженных серебряным конём. Рядом с ним сидит красивая-красивая девушка, глаза у неё, как синее небо, лицо — что утренняя заря, волосы из чистого золота, а одежда так и сверкает-светится, что глазам больно становится. "Ты кто такая?" — спрашивает девушку Пера. — "Я Зарань, дочь Солнца. Каждое утро я просыпаюсь раньше Солнца и каждый вечер ложусь спать позднее его. Я слежу за тем, чтобы Солнце-Огонь никого не сожгло. А ты зачем прикоснулся к нему?" — спрашивает она Перу. — "Я хотел спустить его на землю.", — отвечает Пера. — "А зачем тебе оно на земле. — "Чтобы города вырастали на ней такие же красивые да большие, как и здесь, в Енме, тверди небесной." — "А кто будет жить в тех городах?", — спрашивает Зарань. — "Наши с тобой дети. Ведь я тебе, видно, понравился, раз ты меня спасла", — говорит Пера. — "О-о, смел ты, парень. Смел и удал., — молвит Зарань. — Ещё никто не решался подняться сюда. Ещё никто не решался прикоснуться к Солнцу-Огню, а ты вот посмел. Заступилась бы я хоть за кого, а за тебя в особенности: люб ты мне." — "Тогда спустимся со мной на землю, — говорит Пера. — Я покажу тебе свои богатства: горы и леса, реки и озёра, поля и луга".

Направила Зарань своего серебряного коня вниз, к земле. Спустились они на землю, и Пера стал показывать Зарань свои богатства: высокие горы да весёлые леса, прозрачные реки да красивые озёра, цветущие луга да зелёные поля. Понравилось всё это Зарани, и она согласилась остаться с Перой на земле. Тогда поцеловал сын Пармы дочь Солнца. Увидело это из-за туч и облаков Солнце-Огонь, рассердилось на Зарань и укатило в другие места: пусть, дескать, замёрзнут они от холода. Сразу же стало на земле темно и холодно, подули северные ветры, замёрзли реки и озёра, каждый уголок земли занесло снегом. Сердитый ветер повсюду протягивал свой длинный хвост и завязывал ледяные узелки, закружились нечистые бесы. Тогда Пера взял на свои сильные руки Зарань и понёс её в густой лес. А мать-Парма приняла их ласково и спрятала под раскидистыми ветвями деревьев. Целых семь лет не появлялось в этих местах Солнце, целых семь лет жили в лесу Пера и Зарань. За это время они воспитали семь сыновей, сильных-пресильных, и семь дочек невиданной красоты. Сыновья лесовали, занимались охотой, а дочери вели домашнее хозяйство.

Ходило в далёких местах Солнце-Огонь и захотелось ему побывать в родных краях, на жизнь дочери посмотреть. Как только Солнце-Огонь вернулось, сразу же стало тепло и светло, перестали дуть ветры, сгинули нечистые бесы. Освободились ото льда реки и озёра, растения поднялись, расцвели цветы. Вновь появилась над Коса-рекой радуга, чтобы досыта напиться прозрачной воды. Зовёт Солнце-Огонь свою дочь Зарань обратно на небо, где всегда тепло и весело, где всего вдоволь. Но Зарань не хочет расставаться с землёй. "Мне здесь хорошо", — говорит она. Тогда Солнце-Огонь стало угрожать ей: "Я опять убегу отсюда, и вы все замёрзните." Отвечает Зарань: "Семь лет прожили в лесу и не замёрзли." "Я сожгу вас вместе с лесом," — грозит Солнце-Огонь ещё более страшной карой. Испугалась Зарань, что Солнце-Огонь и вправду сожжёт всё живое на земле, стала уговаривать Перу подняться всем вместе на небо. Отказался Пера: "Я здесь родился, здесь и вырос, здесь и останусь жить." Разделили Пера и Зарань между собой детей своих — решили одних оставить на земле, других поднять на небо. Тогда рассердилась мать-Парма: "Я их согревала, кормила, а они хотят покинуть меня. Пусть идёт одна Зарань туда, откуда пришла, а все дети останутся на земле!" И придумала мать-Парма эхо — В одном месте крикнешь, в другом откликается. Стала Зарань звать к себе детей, чтобы подняться с ними на небо, крикнет в одном месте, а раздастся звук её голоса совсем в другом. Долго кричала, плакала Зарань, звала к себе детей, но не услышали они её зова. Так и пришлось Зарани расстаться с ними: она ушла к югу, дети отправились к северу.

В это время Солнце-Огонь так сильно стало жечь, что и реки засохли, и земля потрескалась, и начало гибнуть всё растущее на ней. Нечего было делать Зарани: пришлось одной подняться на небо, за облака, чтобы Солнце не сожгло её детей. Только своего серебряного коня и золотые сани оставила она на земле, чтобы дети когда-нибудь могли подняться к ней. А Пера на земле собрал своих сыновей, изготовил для них луки и стрелы и увёл их на самую высокую гору. "Смотрите, — сказал он, — вон большой-пребольшой огонь, это Солнце-Огонь, от него исходит всё хорошее: тепло и свет, от него зависит и рост новых городов. Но от него же и беды происходят: оно сжигает, оно замораживает всё живое на земле. Оно разлучило всех вас и меня с матертью Зарань. Я пробовал бороться с ним, но один не смог победитьего. Сейчас нас много. Подняли тогда все семь сыновей свои семь луков и выстрелили из них в Солнце-Огонь. Вместе с ними выстрелил и Пера из своего огромного лука. Задрожало Солнце-Огонь, оторвался от него большой кусок и рассыпался лучами по всей земле. Зажглись тогда в Парме огни: большие и маленькие, синие и зелёные, стали расти на земле города такие же большие и красивые, как на небе. В этих городах с тех давних пор живут дети Перы и Зарани. Называют их пермяками и зырянами. Хороший народ.

Тепло и весело в этом краю. Высокие горы да тёмные леса, прозрачные реки да красивые озёра, цветущие луга да зелёные поля, а также города и посады - всё это богатство края. Солнце-Огонь и сейчас убегает из этих мест, поэтому и бывает зима каждый год, но уйти совсем Солнце не может, потому что его большой кусок греет землю. Оно бы и сожгло наши места летом, но Зарань их оберегает. Она просыпается и встаёт раньше всех и последней уходит спать вечерами — всё следит, чтобы никого не сожгло Солнце-Огонь. Только каждое летнее утро земля и лес покрываются чистой прозрачной росой. Это слёзы Зарани. Ранним утром, когда ещё все спят, Зарань горько плачет — тоскливо ей без детей, да и дети всё чаще говорят о том, как бы им найти серебряного коня и золотые сани, чтобы подняться к матери Зарани — прежде не верили, что можно на облака, а сейчас верят, что это вполне возможно. Вот и мне бы побывать там!

Зап. В.В Климов. Опубл. на к.-п яз. (Климов 1960, он же 1990), к.-п. и рус яз. (Ожегова 1989).

 

Ме вот учöтнам эшö кывлi... Быль ли, небыль... Важын ни эта вöлöм. Сэк и тöв пö абу вöлöм таланьын. Ыджыт Шондi абу и вешшывлöм эна местаэзiсь. Пыр вöлöма мича да гажа. Быдмöма сэк татöн басöк лапья вöр — Парма. Олöмась вöрас зверь-пöткапöлöс. Отир эшö абу на вöлöм. Уна ли, етша ли чулалас кад — Пармаыс чужтас зонöс. Шуасö сiйö Пераöн. Бытшöм да кодя быдмас хозяин — и вöрыслö, и муыслö. Керас сiя аслыс ньöв, лöсьöтас ёссез. Ветлöтö пö аслас му кузя, видзöтлö, медбы и пуэс быдмисö бура, медбы и зверь-пöткапöлöс олiс бытшöмика, медбы и чериыс уялiс сöдз ваэзын. Öтпыр Пераыс лэдзчас Кöсва дорö, аддзö: мышкыртчöма кымöрсянь сизим рöма Енöшка да юö васö. — Тэ мыля юан менам юись васö? — юалö Енöшкаыслiсь Пера. — Мун татiсь. — Ме эг тöд, что ваыс тэнат, — шуö Енöшка, — а ютöг ме ог вермы овны. Сет юны пöттöдз. — Сета, ежели тэ менö кайöтан кымöрас. Ме бы видзöта, мый сэтчин керсьö. — Пуксьы, — шуö Енöшка, — сюррезö вылö. Пера пуксяс сы сюррез вылö, мöтыд и лэбтас сiйö кымöрас. Сувтас кымöрас Пера, и оссяс сы одзын Енма. Кытчö оз видзöт, быдлаын городдэз да городдэз — дöс алмазiсь да чар изiсь керöмась. Быдлаын биэз сотчöны: ыджытöсь и учöтöсь, гöрдöсь, лöзöсь и вежöсь. А шöрас сотчö медыджыт би, Шондi-Би. Охота лоас Пераыслö босьтны кöть неыджыт би тор да лэдзчöтны сiйö му вылас. Локтас сiя Шондi-Биыс дынö да кватитас бы... Сэтчö кыдз гымыштас, кыдз вирдыштас — и чапкач Перасö ылö-ылö Би дынсяняс. Пондас усьны Пераыс тартарарыö. Но вот кутас кинкö сiйö, лэбтас и пуксьöтас мыйöкö небытö. Видзöтö Пераыс — аддзö: пукалö сiя кымöровöй подушкаэз вылын, золотöй додьын, а кыскö сiйö серебрянöй вöв. Бокас сыкöт пукалö басöкся-басöк нывка. Синнэс сылöн лöз кымöрись, рожабаннэс — асывся зарниись, юрсиыс — чистöй золотоись, а паськöмыс свиттялö, нельки синнэз янöтö. — Тэ кин сэтшöмыс? — юалö нывкаыслiсь Пера. — Ме Зарань, Шондiлöн ныв. Быд асылö ме сайма одзджык Шондiысся и быд рытö вода сысся сёрöнжык. Ме дозирайта, медбы Шондiыс некинöс эз сот. А тэ мыля павкин Шондi-Биас? — юалö сiя Пераыслiсь. — Ме мöдi лэдзчöтны сiйö му вылас, — шуö Пера. — А мыйлö сiя тэныт му вылас? — Медбы городдэз сэтшöмöсь жö гырисьöсь да басöкöсь быдмисö, кыдз Енмаас. — А кин пондас нiя городдэзын овны? — юалö Зарань. — Миян тэкöт челядьным. Эд ме тэныт, тыдалö, гленитчи, раз тэ менö дорйин, — шуö Пераыс. — О-о, смев тэ, зонка. Смев да удав, — шуö Зарань, — эшö некин эз на лысьт кайны татчö, а тэ вот кайин. Эшö некин эз на лысьт павкöтны Шондi-Бисö, а тэ павкöтiн. Дорйи бы ме кöть кинöс, но тэнö эшö и радейта. — Сэк лэдзчам мекöт му вылас, — шуö Пера. — Ме мыччала тэныт ассим богатствоэз: керöссэз да вöррез, юэз да тыэз, видззез да ыббез. И иньдöтас Зарань ассис серебрянöй вöвсö увлань, муыслань. Лэдзчасö нiя му вылö, и Пера пондас мыччавны Зараньыслö ассис богатствоэз: вылын мыссэз-керöссэз да гажа вöррез, сöстöм юэз да басöк тыэз, цветитан видззез да веж ыббез. Гленитчöмась нiя Зараньыслö, и согласитчас сiя кольччыны Пераыскöт му вылас. Сэк окалас Парма-Вöрлöн зоныс Шондiлiсь нывсö. Казялас этö кымöрсянь Шондiыс, лöгасяс Зараньыс вылö и пышшас эна местаэзiсь: ась пö кынмöны кöдзытсяняс. Му вылас сэк жö лоöма кöдзыт да пемыт, пондöмась пöльтны ойся тöввез, кынмöмась юэз да тыэз, лым столаэз тыртöмась быд пельöсок. Лёк тöвчик пондöма гöрдззыны ассис кузь бöж, каляннэз пондöмась уннявны-повзьöтчыны. Сэк Пера лэбтас Зараньсö киэз вылас да пыртас вöрö. И Парма-мамыс примитас нiйö ласкова и дзебас аслас лапъя да небыт уввез увтö. Сизим год сьöрна абу вовлöма талань Шондiыс, сизим год сьöрна олöмась Пера да Зарань вöр пытшкын. Сы коста Зарань быдтас ни Пераыслö сизим зонöс — вынася-вынаэзö да сизим нылöс — басöкся-басöккезö. Зоннэс пондасö вöравны ни, и ныввес — гортовисявны. Ветлöтас-ветлöтас кытöнкö Шондi и охота лоас сылö видзöтны, мый ни лоис нылыскöт. Локтас сiя талань бöр. Сэк жö лоас бöра шоныт да югыт. Пышшасö тöввез и каляннэз, дзебсисяс тöвчик. Сыласö юэз да тыэз, пондасö цветитны быдмассэз. Енöшка мышкыртчас Кöсва весьтö юны. Пондас корны Шондiыс Зараньсö, медбы кайис сiя бöр кымöрас, кытöн пыр шоныт да гажа, кытöн быдöс тырмö, мый бы эз ков. Зарань оз бы кай. — Меным, — шуö, — татöн бур. Сэк Шондi пондас грöзитчыны: — Ме бöра пышша татiсь, ась тi кынматö. Зарань и баитö: — Сизим год олiм — эг кынмö. Вöр шонтiс. — Сэк сота быдöннытö öтлаын вöрыскöт, — повзьöтлö Шондi. Повзяс Зарань и шуö Пераыслö: — Только кымöрас ме верма видзны сiйö, медбы эз сот. Колас кайны. Каям быдöнным. Пера и шуö: — Ме татöн чужи, быдми, татчö и кольчча. Торйöтасö сэк нiя челядьнысö кык торйöн — мукöдсö кольны му вылö, мукöдсö кайöтны кымöрö. Но лöгасяс сэк Парма-вöр: — Ме нiйö шонтi, вердi, а нiя пышшöны бы. Ась мунö Зараньыс öтнас, кысянь локтiс, а челядьыс ась кольччöны му вылö! И лöсьöтас сiя говк: öтöрын ыкöстан — мöдöрын кылö. Пондас Зарань кытсавны челядьсö, медбы кайöтны Енмаас: ыкöстас öтöрö — мöдöр кылö. Сiдз нiя и янсöтчасö: Зарань мунас лунлань, челядьыс — ойлань. Дыр горзас, корас челядьсö Зарань, но нiя озö кылö. Эта коста Шондiыс сыбурна пондас сотны ни, нельки ваэз косьмасö, муыс потласяс, быдмассэз кельдöтасö. Нем керны — Зарань каяс кымöрас öтнас, медбы не сетны Шондiыслö сотны челядьсö. Лишь коляс му вылас ассис серебрянöй вöв да золотöй додь, медбы кöр-нибудь кайисö челядьыс сы дынö Енмаас. Эта кадö Пераыс öктас ассис зоннэсö, сетас нылö ньöввез да кайöтас медвылын керöс вылö мыччавны Шондiсö. — Видзöтö, — шуö сiя нылö, — вон ыджытся-ыджыт би, Шондi-Би; сысянь быдöс бурыс: шоныт и югыт, сыснь городдэз быдмöны. Но сысянь жö и быдöс умöльыс: сiя сотö и сiя кынтö, сiя янсöтiс быдöннытö тiянöс и менö мамныткöт. Ме пондылi сыкöт вермасьны, но öтнам эг вермы. А öнi мийö унаöсь. Лэбтасö сэк сизимнан зоныс ньöв и лыясö веськыт Шондi-Биас. Öтдруг ныкöт лыяс Пера аслас медыджыт ньöлiсь. Зэгалас быдöс Шондi-Би, чеччöвтас сы бердiсь ыджыт би тор да киссяс бичиррезöн омöн му кузяс. Öзъясö Пармаын сэк биэз, ыджытöсь и учöтöсь, лöзöсь и вежöсь. И пондасö быдмыны городдэз, сэтшöмöсь жö гырисьöсь да басöкöсь, кыдз Енмаас. Нiя городдэзын важся каддэзсянь олö отир — Пералöн да Зараньлöн челядь. Шуöны нiйö пермяккезöн да зырянаöн. Кодя отир. И шоныт, и гажа эта странаын. Вылын мыссэз-керöссэз да гажа вöррез, сöстöм юэз да басöк тыэз, цветитан видззез да веж ыббез, а сiдзжö городдэз да посаддэз — ыджыт богатствоэзöн тырöма край. Шондi бы и öнi пышшö татiсь (быд годö сы коста тöввез овлöны), но оз вермы, раз ыджыт тор сылöн мусö шонтö. Сiя бы и сотö гожумнас, но Зарань оз сет. Сiя сё медодз чеччö асывнас и медбöръя водö рытнас — дозирайтö, медбы некинöс эз сот Шондiыс. Только быд гожумся асылö мусö да вöрсö вевттьö кыз сöстöм лысва. Этö Зарань одз асывнас, кöр эшö быдöнныс узьöны, горзö — гажтöм сылö челядьыстöг. Да и челядьыс сылöн частожык баитлöны, кыдз бы адззыны серебрянöй вöвсö золотöй додьнас да кайны Енмаас. Одзжык эз веритлö, а öнi веритöны ни тай, что кымöрас туйö кайнытö. Ме бы кайла жö сэтчин.

Вверх
   Земля из птичьего помета
   Земля из мусора
   Земля из птичьего пера
   Земля из облака
   Земля из конского помета
   Три коня
   Пера и Зарань
   Солнце и месяц
   Осьяс и Ожъяс
   Собачий пай
   Кудым Ош

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.