ГлавнаяЭтнографияФольклорCтарообрядчествоИскусствоЗнания
  
 

Переписчики книг


 

А.Н. Власов © 2000

Среди писцов-профессионалов особой известностью пользовался Иван Степанович Мяндин. От имени этого писца берет начало один из типов печорского полуустава - мяндинский полуустав.Современником И.С. Мяндина был Никита Иванович Носов, в более позднее время в Усть-Цильме был известен как переписчик книг и их реставратор Игнатий Кондратьевич Ермолин, известны имена и других переписчиков: Тимофей Семенович Чупров (д.Боровская), Нил Семенович Кириллов (д.Скитская), Кирилл Кириллович Чуркин (д.Замежное), Матвей Абрамович Михеев (д.Скитская), писец и рисовальщик миниатюр Федор Иванович Вокуев (д.Рощинский Ручей), Алексей Афанасьевич Вокуев, наставник Андрей Михайлович Бажуков (д.Нерица), Иван Антонович Ларионов (д. Омелино). В последние десятилетия XX вв. среди печерских книжников следует назвать имена Степана Анфиногеновича Носова, Федосью Ефимовну Чупрову, Сидора Ниловича Антонова.

Труд переписчика книг и положение наставника имели высокий социальный статус и славились на Печоре. Зачастую наставники были и прекрасными исполнителями старин, мастерство которых на Печоре также пользовалось особым почетом.

Среди местной литературной продукции (литература) выделяются местные переработки известных памятников древнерусской письменности: Повесть о царевне Персике, Повесть о царице и львице, Повесть о двух снохах, Сказание Афродитиана, Повесть о гордом царе Агее, Повесть о бесе Зерефере, Азбука о голом и небогатом, Слово об антихристе и др. Оригинальной в числе других письменных памятников является Повесть о быке и Повесть о самосожжении в Великопоженском ските. Несомненно важное историческое значение имеет Усть-цилемский летописец, составленный не местными авторами, а священниками официальной церкви.

На современном этапе старообрядческая культура уже практически прекратила воспроизводство книг и продолжает жить только памятью о своих предках - гордых и независимых борцах за старую веру, искусных исполнителях песен и сказителях былин.

Литература и источники:

Малышев В.И. Усть-Цилемские рукописные сборники XVI-XX вв. Сыктывкар, 1960;

Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М., 1978;

Бернштам Т.А. К проблеме формирования русского населения бассейна Печоры // Материалы к этнической истории Европейского Северо-Востока. Сыктывкар, 1985. С. 138;

Памятники письменности в хранилищах Коми АССР. Каталог-путеводитель. Ч.1. Рукописные книги. Вып.1. Сыктывкар, 1989;

Из дневника вологодского епархиального миссионера за 1903 год // Вологодские епархиальные ведомости. 1904.N15. Прибавления.

Вверх

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.