ГлавнаяЭтнографияФольклорCтарообрядчествоИскусствоЗнания
 
 

Усть-цильма в ХХ веке


 
 

Т.И. Дронова © 1999

Существенные изменения в религиозной и обрядовой жизни “устьцилемов” были связаны с социалистическими преобразованиями. В нач. 30-х годов ХХ в. новая волна мер, направленных на запрет религии вообще, привела к закрытию церквей, которые в скором времени были перестроены для хозяйственных нужд. В Усть-Цильме православная церковь была перестроена под кинотеатр; в Замежном и Нерице - под склад. Церковь из Скитской была переправлена в Замежное, где в дальнейшем была использована при строительстве интерната. Важной особенностью этого периода является уход из наставников мужчин. Ю.В.Гагарин, в 60-х годах проводивший исследования религиозного положения жителей района, более высокий уровень религиозности среди женщин обосновывает тем, что они более обременены хозяйственными делами и воспитанием детей. И в связи с этим не имеют возможности для повышения своего культурного уровня. Это предположение не является исчерпывающим. Несомненно одной из причин этого явления была проводившаяся в 30-х годах коллективизация. Как сообщают информаторы, жители села были вынуждены вступать в колхозы и сдавать туда же свой скот. При этом среди вступивших представители власти собирали подписи об отречении их от религии. В случае отказа колхозники лишались средств к существованию - заработанные трудодни списывались. В связи с этим с конца 30-х - начала 40-х гг. в религиозном движении начинается новое направление. В целях сохранения старообрядческого течения наставницами становятся одинокие женщины (“не ведавшие греха”) или вдовы. Их социальный статус, по мнению верующих, был наиболее приемлем для того, чтобы они могли возглавить религиозную общину.

Произошли существенные изменения и в традиционной культуре в целом. Определяющими причинами этого являются процессы, характерные почти для всех регионов России, такие как урбанизация, индустриализация, изменения социально-профессиональной структуры. В настоящее время в районе насчитывается 262 предприятия. В связи с этим традиционные хозяйственные занятия , промыслы и рыболовство в настоящем рассматриваются скорее как форма досуга “устьцилемов”.

Произошли изменения в материальной культуре. Традиционные деревянные дома все больше обретают новый современный облик. Наряду с этим практикуется строительство шлакобетонных и кирпичных домов. Произошло вытеснение индустриальными товарами традиционной утвари. Изменился домашний интерьер. Большей сохранностью отмечаются хозяйственные постройки и орудия труда, относящиеся к сельскохозяйственным видам работ. Почти в каждом хозяйстве имеются лодочные моторы. В последние два десятилетия пользуются популярностью алюминевые лодки, вытеснившие традиционные деревянные.

Особо следует остановиться на традиционном комплексе одежды староверов бассейна Нижней Печоры, который характеризуется наибольшей устойчивостью. По всем правилам шьется праздничная и выборочно повседневная одежда. Последний вид одежды сохранен преимущественно женщинами пожилого возраста, которые по-прежнему отдают предпочтение традиционному костюму. Большой популярностью у всех возрастных групп пользуется вид зимней обуви - бурки (пимы), изготовленные из оленьих камусов. Представляется, что повышенный спрос на них обусловлен, прежде всего, природно-климатическими условиями.

Советский период наложил свой отпечаток и на духовную культуру “устьцилемов”. До середины 70-х годов ХХ в. в Усть-Цильме проводилась политика по изыманию икон, старославянских книг, которые сжигались. Под запретом находились религиозные сходы. В связи с этим службы проводились тайно. Информаторы сообщают, что верующие ночью в течение 3-4 часов по одному собирались в условленном доме, чтобы не привлекать внимания властей.

Как известно, за годы советской власти налагался запрет не только на религиозную, но и на обрядовую культуру. Известны случаи, когда в праздники нарядно одетых женщин, исполняющих на улице традиционные (“старинные”) песни, разгоняли и облагали штрафом. Запрещалось носить традиционную одежду и тем более являться в ней в государственные учреждения. На протяжении нескольких лет устьцилемов, собравшихся для проведения праздника “Горка”, разгоняли по домам. Многие жители района боялись крестить своих детей, поскольку это было наказуемо и т.д. Важно отметить, что несмотря на жестокие преследования властей, жители района сохранили религиозную и частично обрядовую культуру. В настоящее время по всем правилам совершаются погребально-поминальный и крестильный обряды. В родительские недели только по Усть-Цильме одновременно проводится до 15 панихид, в то время как в конце 60-х годов насчитывалось одна-две. В Рождественские дни по-прежнему популярны ряжения (“машкирования”), исполнение виноградий, колядок. Ежегодно проводится праздник “Горка”, получивший популярность не только в Усть-Цильме, но и за ее пределами. Обращает на себя внимание необычный певучий говор “устьцилемов”, богатый диалектным набором слов. В настоящем можно отметить его высокую сохранность, которая объясняется, прежде всего, поздним подключением средств массовой информации. Так, в Усть-Цильме телевизионное транслирование началось лишь с 1983 года.

В последние годы широко пропагандируется традиционная культура. В 1989 году зарегистрирована старообрядческая община Усть-Цильмы и открыт молельный дом. В 1991 г. на 1 съезде “устьцилемов” было образовано общество “Русь Печорская” с целью сохранения и развития народной культуры. На базе этого были образованы в гг. Сыктывкаре, Ухте, Печоре землячества “Русь Печорская”, которые способствуют пропаганде традиционной культуры “устьцилемов”. В Усть-Цильме при Доме культуры открыт детский клуб “Гудвин”, целью которого является ознакомление детей с традиционной культурой.

Вверх
   Этническая история
       исторические предания
       Освоение печорских земель
       Печорские скитники в XIX в.
       Иноэтничное окружение
       Усть-цильма в ХХ веке
       литература
   Жилище
   Народная одежда
   Семейная обрядность
       Родильная обрядность
   Календарная обрядность
   Мир детства

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.