Зарни Ань |
Н.Д. Конаков © 1999 "Золотая женщина", - Золотая баба, легендарный идол, которому якобы поклонялось население северо-восточной европейской части Руси и северо-западной Сибири. Первые известия о Золотой бабе появились в книгах западно-европейских путешественников и писателей ХVI в. о Русском государстве. Сведения эти достаточно противоречивы. В "Трактате о двух Сарматиях" (1517) М. Меховский помещает идола Золотая баба за Вяткою "при проникновению в Скифию". У последующих авторов (С. Герберштейн, 1549; А. Гваньини, 1578; Д. Флетчер, 1591) Золотая баба находится уже вблизи устья Оби. В описаниях идола говорится о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок, внук (С. Герберштейн); об истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок, внук (А. Гваньини); скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках (Д. Флетчер). Ни один из этих авторов сам лично идола не видел. В Патриаршей или Никоновской русской летописи в тексте, сообщающем о смерти в 1396 г. Стефана Пермского, крестившего к.-з., говорится о том, что они поклонялись различным идолам, и в том числе Золотой бабе. Исследователи Никоновской летописи отмечают в ней наличие большого количества поздних вставок. Безусловно, к таковым принадлежит и данный текст, поскольку в нём говорится о кончине святого Стефана, а он был канонизирован лишь в 1549 г. Можно предположить, что информация о Золотой бабе была почерпнута из книг западноевропейских авторов. Оставив данный факт без внимания, видные российские историки В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, Г.Ф. Миллер поместили в своих трудах, с которыми в своё время был знаком каждый образованный человек в стране, сообщение о поклонении древних к.-з. Золотой бабе. В ХIХ в. в работах местных краеведов появился термин З.а., являющийся калькой с русского названия легендарного идола. До настоящего времени в к.-з. фольклоре не обнаружено ни одного даже косвенного упоминания о существовании некогда женского божества З.а. Тем не менее, термин З.а. достаточно часто приводится даже в научных трудах как якобы древнее к.-з. наименование верховного божества, символа плодородия и благополучия, апелируя при этом к единственному первоисточнику, тексту Никоновской летописи. Лит.: Алексеев 1932. |
|